Понедельник, 22 февраля 2016 15:05

Заудинская Михаило-Архангельская церковь

Автор 


Возникновение казачьей станицы Заудинской относится к началу XYIII столетия. Путешественник И.Г. Гмелин в 1735 году насчитал в городе 116 жилых домов и за Удой еще 4. Постепенно поселение за Удой росло и к 1810 году здесь существовали 6 улиц: Перевозная (впоследствии Большая – Центральная – им. И.В. Бабушкина), Набережная (Мостовая), Вознесенская (Производственная), Средняя (Мещанская – Гражданская), Каменная (Подкаменская), Косогорная (Станичная – Красногвардейская). А к 1840-м гг. застройкой ул. Подгорной здесь была достигнута южная граница города. Заудинское предместье заняло всю прибрежную часть.

Желание строиться в предместье за Удой обычно мотивировалось тем, что в «городе Верхнеудинске для вновь произведения строения мест пустопорожних не имеется». Если посмотреть план города Верхнеудинска за 1839 год, то мы увидим кроме жилых домов «через реку Уду на карбазах деревянный мост», напротив моста за Удой три питейных дома и на Вознесенском мысу «больничный дом». К 1897 году за Удой проживало 908 человек. 

Предместье имело официальный статут казачьей станицы, хотя в полицейском отношении подчинялось городу. Здесь помимо казаков селился бедный люд города. О характере застройки дает представление заявление 1903 года: «Заудинское предместье, имеющее 220 усадебных мест, т.е. третью часть усадебных мест всего города, остается в своем прежнем захудалом заброшенном положении и приносит в городские доходы оценочного сбора с недвижимого имущества 260 руб., т.е. одну двадцатую часть всего сбора». Из этого можно заключить, что преобладающей здесь была малоценная застройка усадебного типа. Оно больше напоминало характер сельского населенного места и потому снабжало жителей центральной части города свежими овощами, молоком и прочими сельхозпродуктами.

С 1809 г. в Заудинском предместье была Вознесенская церковь, однако предместье расширялось и в 1904 г. бывший заудинский казак, а затем золотопромышленник Михаил Григорьевич Титов начал на углу улиц Станичной и Мещанской постройку нового храма, приписного к Верхнеудинской Спасской церкви. Этот храм освящен 26 сентября 1906 г. «На освящение был приглашен Преосвященнейший Епископ Мефодий. Св. антиминс для новаго храма был привезен; св. же мощей под престол не было привезено. Тогда у Владыки было испрошено разрешение взять св. мощи из антиминса стараго Михаило-архангельскаго придела Вознесенскаго храма. Преосвященный понятно, дал на это свое благословение. Таким образом, из стараго антиминса св. мощи были переложены под престол новаго храма, а самый антиминс и по сие время с честью хранится в ризнице новаго храма» («Забайкальские Епархиальные Ведомости», 1907 г., №22, с.489).

Общая площадь участка земли составляла 1662,5 квадратных метра. Само здание церкви было деревянное, одноэтажное, обшитое снаружи тесом, на каменном фундаменте, крыша железная, имело три выходных крыльца, 26 окон с железными решетками, внутри стены оштукатурены. Одна внутренняя лестница и хор. Печей голландских две шт. и одна утромаровская печь. Площадь церкви 284,9 кв.м. При церкви имелись три дома, амбар, колодец и небольшая мастерская по изготовлению восковых свеч.
«Указом Святейшаго Правительствующаго Синода, от 1 мая 1913 года за № 6958, согласно ходатайства бывшаго Преосвященнаго Забайкальскаго Мефодия, от 4 января 1913 года за № 42, Забайкальскому Епархиальному Начальству разрешено открыть при новоустроенной в станице Заудинской церкви подворья Посольскаго женскаго монастыря» («Забайкальские Епархиальные Ведомости», 1913 г., №16, с.84). Само водворение монахинь Посольского монастыря произошло еще в конце 1912 г.

Настоятельницей Михаило-Архангельского подворья была с 1914 г. по 1920-е гг. Фотиния (Музыкова-Татская Екатерина Васильевна). «Допущенная к временному исполнению обязанностей настоятельницы Забайкальского Спасо-Преображенского монастыря, бывшая монахиня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Фотиния, указом Св. Правительствующего Синода, от 1 октября 1916 г. за №13122, последовавшим вследствие представления Его Преосвященства, от 1 августа 1916 г. за №7984, назначена настоятельницей Посольского Спасо-Преображенского монастыря» («Забайкальские Епархиальные Ведомости», 1916 г., №22, с. 774).

В годы семеновщины матушка Фотиния, помогала, чем могла венгерским военнопленным, о чём позже написал в своей книге «Годы испытаний» (М., 1969 г., с. 120) Эндре Шик (1891-1978), венгерский общественный и государственный деятель, африканист и министр иностранных дел Венгрии в 1958-1961 гг.

После наступления советской власти 23 июня 1923 г. в Михаило-Архангельском храме Заудинского подворья Посольского Спасо-Преображенского женского монастыря была отслужена последняя Божественная литургия, после чего власти передали храм живоцерковникам (обновленцам).

Местное население Заудинского предместья, несогласное с передачей храма обновленцам, стало писать жалобы в различные властные структуры и 6 марта 1925 г. Административное управление пишет письмо в ЦИК и Совнарком БМАССР: «…В селении Заудинском находятся две церкви, и обе состоят в пользовании живоцерковцев (обновленцев) ввиду именно того, что староцерковцы…пропустили срок перерегистрации и обновленцы успели получить церковь Михаила Архангела в свое пользование. Другой же храм и ранее находился в их пользовании. Должны заметить, что с. Заудинское хотя в административном отношении и причислено к Верхнеудинскому уезду, но является пригородом или предместьем г. Верхнеудинска и отделяется от него только рекой. Ближайшая церковь староцерковного направления находится в г. Верхнеудинске примерно на расстоянии 1,5-2 верст. По мнению Административного управления храм Михаила Архангела в с. Заудинском может быть передан староцерковцам без особого ущерба для удовлетворения религиозных нужд живоцерковцев, имеющих в своем пользовании, кроме храмов в с. Заудинском, еще храмы в самом г. Верхнеудинске…» (Из истории религиозных конфессий…, с. 61-62).

5 апреля 1925 г. верующими Зауды был получен ответ от ЦИК Бурят-Монгольской АССР: «По делу о жалобе верующих Михайловской церкви с. Заудинского на отобрание у них молитвенного здания и передачу его «обновленцам» Центральный Исполнительный Комитет сообщает следующее: До июля 1923 г. церковь Михаила Архангела с. Заудинского, составляющего предместье г. Верхнеудинска, находилась в пользовании «староцерковцев», когда местными властями была объявлена перерегистрация всех обществ, не преследующих целей извлечения прибыли; срок перерегистрации был назначен 10-дневный. Группа «староцерковцев» этот срок пропустила, а группа «живоцерковцев» 2 августа 1923 г. подала заявление о передаче ей церкви Михаила Архангела, и того же 2 августа был с ней заключен надлежащий договор, и церковь со всем имуществом была передана «живоцерковцам»…Но БурЦИК, принимая во внимание, что в г. Верхнеудинске в пользовании «староцерковцев» находится только одна церковь, а у «живоцерковцев» - 4, и потому при наличии нового ходатайства «староцерковцев» предложить Наркомвнутделу вновь пересмотреть этот вопрос на предмет представления «староцерковцам» еще одной церкви, изъяв таковую от «живоцерковцев». Храм Михаила Архангела в с. Заудинском может быть передан «староцерковцам» без особого ущерба для удовлетворения религиозных нужд «живоцерковцев». Председатель ЦИК БМАССР М.Н. Ербанов. Управделами Головачев» (Из истории религиозных конфессий…, с. 63-64).

И 6 июня 1925 г. Михаило-Архангельский храм Заудинского подворья Посольского Спасо-Преображенского женского монастыря вновь передан в пользование «староцерковцев» (Из истории религиозных конфессий…, с. 64).

Учитывая борьбу с религией по всей стране, местные власти не оставляли своего желания закрыть подворье. Так, к 7 августа 1928 г. они провели учёт всех монастырей и монастырских подворий на территории БМАССР: «В г. Верхнеудинске. Михайло-Архангельское подворье, принадлежащее Посольскому монастырю, расположенному в селении Зауда, присоединенному в настоящее время к г. Верхнеудинску. Подворье основано в 1905 г. (1 мая 1913 г. – авт.), здание религиозного культа одно, деревянное, одноэтажное; в ограде подворья имеются три здания и амбар, из коих одно обращено и занято под жилье монахинь, в числе 25 чел в возрасте от 31 до 71 года, которые прислуживают при храме и занимаются кустарным промыслом. Возглавляет монастырь и монахинь игуменья бывшего Посольского монастыря и проживающая там же в храме Фотина. При подворье имеется общество верующих – 120 членов, церковно-приходской совет 15 членов и служителей культа 4 чел. Земельных угодий, кроме занятой усадьбой под здание культа и постройки, не имеется (по материалам госархива).

В 1928 г. по преклонности лет матушка Фотиния покинула свою должность и в сентябре 1928 г. по согласованию с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), епископ Евсевий преобразовал Заудинское подворье Посольского монастыря в Заудинскую Михаило-Архангельскую женскую общину, которую возглавила монахиня Дорофея. 

Под предлогом отсутствия за Удой клуба и «многочисленных обращений граждан» комиссия Верхнеудинского горсовета в марте 1930 г. провела осмотр здания Михаило-Архангельского храма и составила акт от 21 марта: «…мы нижеподписавшиеся, комиссия в составе от УСК – инженера Гуммерта, Административного Управления тов. Копытовского, НКФ тов. Казанцева, НКП тов. Попова, горсовета – инженера тов. Покровского…осмотрели на предмет определения возможности и целесообразности использования означенных зданий…Здание церкви бывшего монастыря… как хорошо сохранившееся и оборудованное достаточным числом печей, за отсутствием в районе Зауда культурно-просветительных очагов – полагать возможным обратить на устройство клуба со сценой и зрительным залом, закрепив за клубом всю усадьбу с огородами под зеленые насаждения с целью развития здесь сада общественного пользования…» (материалы ГАРБ).

2 марта 1931 г. постановлением ЦИК Бурят-Монгольской АССР в Верхнеудинске закрыта Заудинская Михаило-Архангельская церковь. Из постановления: «...Постановили: Вследствии: а ) требования населения г. Верхнеудинска, Зауды, Вознесенского, Никольского и Талец, а также части верующих (всего 993 чел.) о закрытии здания Михайло-Архангельского храма, находящегося в с. Зауда в пользовании по договору у Троицкого общества верующих и передачи означенного храма под клуб; б ) слабой посещаемости означенного храма верующими и нахождения этого здания храма в пользовании незначительной части общества верующих; в ) отсутствие соответствующего помещения для обслуживания культурных нужд трудящихся масс вышеназванных селений и культурной отсталости их. На основании ст. 36 декрета ВЦИК и СНК от 8 апреля 29 года - сборник бюллетеней НКВД РСФСР № 37 - 29 года, договор, заключенный с Троицким обществом верующих от 30 июня 1925 года на Михайло-Архангельское здание храма - расторгнуть, здание храма изъять из пользования Михайло-Архангельского общества верующих, ликвидировать и передать Верхнеудинскому Горсовету. Председатель Доржиев, Секретарь Гераскин, Зав. общ. отд. Никитин» (материалы госархива). А 19 мая 1932 г. вторичным постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР бывшее здание Верхнеудинской Михаило-Архангельской церкви передано в ведение горисполкома (по материалам госархива).

После закрытия её использовали как клуб и трудовую школу. В настоящее время в здании находится Республиканский центр народного творчества Министерства культуры РБ. Само здание принято на государственную охрану в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия №242 от 9 июля 1996 г.

15 сентября 1997 г. создан православный Михаило-Архангельский приход. 27 апреля 1999 г. постановлением №172 Администрации города прилегающий участок земли передан в ведение прихожан. А 17 июля 1999 г. в день памяти убийства семьи последнего российского императора Николая II, состоялось освящение и водружение креста на прилегающем участке земли.

5 ноября 2013 г. за №726-р вышло распоряжение правительства Республики Бурятия о передаче здания бывшего Михаило-Архангельского храма Русской Православной Церкви в срок до июня 2017 года.

21 ноября 2015 г. на пересечении улиц им. С.Ю. Широких-Полянского и Трубачеева прошёл молебен с участием казаков, так как здесь планируют установить памятник казакам 1-го Верхнеудинского отдела Забайкальского казачьего войска. Памятник установят в честь единения русских, бурятских и эвенкийских казаков. Также планируется восстановление Михаило-Архангельской церкви.

Анатолий Жалсараев, краевед

Фото предоставлено РОО «Общество русской культуры Республики Бурятия»

  • Республика Бурятия, Улан-Удэ
  • 1906