Бурятия в лицах

Цыдыпдоржиев Агван Нима

Кенсур лама Габжа Агван Ниме Цыдыпдоржиеве, возглавившего один из самых крупных дацанов Индии и Тибета - Брэйбун Гоман Дацан.

Великий сын бурятского народа и Великий Учитель самых крупного Тибетского дацана, Учитель выдающихся ученых Европы.

В предлагаемой статье речь пойдет о жизни, религиозной и педагогической деятельности крупного тибетского буддийского ученого, бурята по национальности, габжа лхарамба Агван Ниме, которые, к сожалению, остаются мало известными для широкого круга читателей этнической Бурятии.

Кенсур Ринбоче, Агван Нима, родился в 1907 г. в местности Дабаты Заиграевского района Бурятии. В семилетнем возрасте он поступил в послушники в Шулутский дацан и принял постриг. С большим упорством осваивал тибетский и монгольский языки, обучался декламации священных текстов, получил обеты гецула (средний монашеский обет). В 1923 г. цаннид-хамбо Агван Доржиев (1854-1938) отправил десять бурятских послушников из разных районов Бурятии в "Страну снегов" для постижения Дхармы, среди них был и Агван Нима. В Тибете он вошел в монастырскую общину Гоман дацана, престижного буддийского Университета Брэйбун (близ Лхасы), основанного в 1416 г. Чжамьян Чойчжи (1379-1449), одним из ближайших учеников и последователей крупнейшего буддийского мыслителя и основоположника школы гелугпа Цзонхавы (1357-1419).

Агван Нима принял монашество, которое считается главным условием для глубокого и полного постижения теории и практики Дхармы. Он полностью погрузился в изучение широкого круга канонических источников, входящих в свод тибетского буддийского канона - Ганчжур и Данчжур, с целью правильного осознания смысла Учения Будды Шакьямуни, сочетающего в себе методы сутры и тантры.

В своей "Автобиографии" габжа лхарамба Агван Нима писал: "Сколько бы не изучал Учение Будды, оно захватывает тебя все глубже и шире и не имеет момента завершения. Вне всяких сомнений, что изучение, размышление и медитация над великими священными текстами есть результат накопления добродетелей в течение множества жизней. Изучать Учение Будды - это великая школа. Изучающие Учение Будды только им и занимаются, у них нет других дел, кроме изучения. Труднее этой школы нет другой ни в одной стране, ни в одном месте и не будет. Изучение Учения Будды завершает цель многих жизней, эта цель не имеет пределов, и поэтому изучение тоже не имеет пределов". (1, с.28).

Агван Нима прошел полный образовательный курс обучения на цаннидском (философском) факультете в Гоман дацане в гелугпинской традиции, духовный авторитет которой был очень высок. Он получил много канонических и устных учений и необходимый набор посвящений. Агван Нима завершил базовое образование и успешно сдал экзамены по всему корпусу учебных дисциплин. Во время обучения на факультете цаннид бурятский лама вел оживленные дискуссии по основным положениям изучаемых текстов со своими коллегами и участвовал в диспутах по сути особенностей обсуждаемой темы. В результате виртуозного владения искусством финального экзаменационного диспута, был удостоен степени геше, доктора в области буддийской философии.

После окончания цаннидского факультета Агван Нима преподавал в Гоман дацане и посвятил себя деятельности буддийского наставника. Встав на путь "благого наставника", он имел большое количество учеников и последователей, обучая их Дхарме, и оказывая им действенную духовную помощь. В своей "Автобиографии" Агван Нима писал: "Когда учитель имеет хороших и опытных учеников, то и сам получает огромную пользу. Это является толчком к изучению книг, углубленному размышлению над темой. Когда изучаешь тексты, имея учеников, то тема усваивается гораздо глубже, чем в случае изучения текстов без учеников" (1, с. 20). Он оставался в Гоман дацане до 1958 г.

Ввиду большого потока тибетских беженцев в Индию в 1959 г., Гоман дацан по образцу одноименного дацана, расположенного в окрестностях Лхасы., был основан в штате Карнатака (южная Индия).
С 1977 г. по 1980 г. габжа Агван Нима занимал пост Замбо(главы, настоятеля) Гоман дацана в Индии. Хамбо ламой его назначил Далай лама XIV . Он попросил Агван Ниму занять этот пост в самое сложное время для Гоман дацана, чтоб вернуть былую славу дацану.
Он составлял учебные программы, основанные на глубоком знании буддийской философской литературы и занимался административной работой. Вел занятия по комментированию "Ламрима", руководства для начинающих адептов и их наставников, написанного Цзонхавой как введение в изучение Дхармы в соответствии с методами гелугпинской образовательной традиции. Текст Цзонхавы создан по модели "Бодхипатхапрадипы", авторство которого принадлежит великому индийскому проповеднику буддизма в Тибете Атише (982-1054).

В настоящее время Гоман дацан в штате Карнатака является одним из самых крупнейших в составе знаменитого буддийского университета Брэйбун, где хувараки (послушники) получают классическое тибетское образование под руководством выдающийся буддийских корифеев. В настоящее время в этом дацане обучается немало студентов, выходцев из разных регионов этнической Бурятии. Некоторые из них входят в десятку лучших студентов, с большим упорством и старанием осваивают тибетский язык и широкий набор текстов, включенных в образовательную программу.

Благодаря своей исключительной учености габжа лхарамба Агван Нима занимал весьма высокий статус в буддийском мире и пользовался пиететом со стороны Его Святейшества Далай-ламы XIV Тенцзин Гьятцо (род. в 1935). В 1960 г. по 1967 г. по его просьбе буддийский ученый преподавал тибетский язык и историю тибетского буддизма махаяны в прославленном Университете Варанаси (Бенарес), Франции, Швейцарии, Голандии и так далее. Одновременно габжа Агван Нима плодотворно занимался научной и издательской деятельностью.

Огромный объем работы, проводимой Кенсур Агван Нимой, требовал образованного ассистента и квалифицированного помощника. Состоялось интервью, среди претендентов, оказался и тибетец Чойчже Рабтен, с которым мне посчастливилось познакомиться во время празднования тридцатилетнего юбилея со дня основания Тибетского Монастырского Института в Риконе (Швейцария). Чойчже Рабтен говорит, что он был необыкновенно удивлен, когда его имя огласили в качестве ассистента габжа Агван Нимы. Он стал его ближайшим учеником, и сочетал ежедневные занятия Дхармой с работой, которую выполнял по заданию Учителя.

С 1967 г. в течение шести лет габжа лхарамба Агван Нима жил в Лейдене (Голландия), куда он прибыл по приглашению известного тибетолога, проф. Д.С. Рюигга. Три года буддийский мастер работал в тесном сотрудничестве с проф. Д.С. Рюиггом, а после его отъезда в Канаду Агван Нима занимал его пост. Годы жизни в Голландии оказались исключительно плодотворными для буддийского ученого. Он завершил четырехтомный труд «Введение в науку для начинающих» и составил объяснение трудных мест к текстам, входящих в корпус кодекса дисциплинарных правил Винаи.
У него много последователей в Европе, он один из первых, кто открыл буддизм более обширно в Европе в те времена.

Агван Нима писал монографические исследования на классическом тибетском языке, ставшим для него после бурятского вторым родным языком. Его сочинения изданы Институтом в Лейдене и включают пять томов. Труды буддийского авторитета вносят весомый вклад в изучение и исследование сложнейших вопросов буддийской философской и комментаторской литературы.

Слава о габжа Агван Ниме, как о тонком знатоке Дхармы, энциклопедически образованном буддийском ученом, быстро распространилась в Западной Европе. Он обладал удивительным учительским даром, полученным от своих почтенных Учителей. По словам Чойчже Рабтена: "У габжа было много европейских учеников, они тянулись к нему, приезжали в Голландию и жили ни один год рядом с Учителем, чтобы познать тонкости теории и практики Дхармы. Учитель являлся истинным благим другом для своих учеников. Почитание благого друга, Великого Учителя считалось главной практикой прославленного буддийского корифея габжа Агван Нимы. Это была основа, на которой базировались изучение, слушание и медитация над священной Дхармой".

Чойчже Рабтен вспоминает: "Мой Учитель не знал английского языка, поэтому его ученики и последователи с большим старанием осваивали монгольский язык, чтобы из «уст в уши» получать Учение Будды Шакьямуни от своего Учителя".

Выйдя на пенсию, габжа Агван Нима переехал из Голландии в Швейцарию. По воспоминаниям Чойчже Рабтена, Учитель чувствовал себя весьма одиноко в Голландии и скучал по тибетцам. В Швейцарии Учитель и ученик жили в местности Турбенталь (Turbenthal), расположенной близ Цюриха. В 1977 г. Агван Нима возвратился в Индию, с тем, чтобы возглавить Гоман дацан в штате Карнатака.

Чойчже Рабтен рассказывает, что в 1980 г., после того, как по разрешению Его Святейшества Далай-ламы габжа Агван Нима покинул пост главы Гоман дацана, он вновь возвратился в Швейцарию и прожил там только один год. Двери его дома были всегда открыты для его многочисленных учеников и последователей. Старший брат Его Святейшества Далай-ламы проф. Норбу часто посещал Агван Ниму, который в течение многих лет являлся его личным духовным наставником. Бывая неоднократно в Бурятии, проф. Норбу с чувством искренней признательности вспоминал своего Великого Учителя и годы, проведенные с Кензуром Агван Нимой, от которого он получил фундаментальные знания в области священной Дхармы. Проф. Норбу великолепно владеет монгольским и бурятским языками, родными языками своего Учителя.

Согласно информации Чойчже Рабтена, его Учитель Агван Нима располагал богатой библиотекой рукописей и ксилографов на тибетском и старо-монгольском языках, написанных великими буддийскими авторитетами. На её комплектацию ушла вся жизнь Учителя. Книги из библиотеки прославленного мастера сослужили большую службу не только для тех, кто встал на Путь Дхармы, но и для исследователей, занимающихся изучением богатого творческого наследия тибетских и монгольских ученых.

Много сил и энергии у геше Агван Нимы уходило на занятия творческой работой, он - автор фундаментальных трудов по философии и истории буддизма, комментариев к основополагающим трактатам индийских и тибетских ученых. Он приложил энергичные усилия для разработки описания содержания базовых философских текстов древнеиндийских буддийских авторитетов. Кроме того, он издал в 16-ти томах намтары (жизнеописания) 210 мудрецов Индии, Тибета и Монголии.

Последним сочинением в творческой биографии буддийского ученого является его «Автобиография», озаглавленная «Переправа через реку Сансары». Данная работа переведена на русский язык по просьбе XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамба Аюшеева ламой Б. Очировым.

Труды выдающегося буддийского ученого габжа Агван Нимы опубликованы в 6 томах в Индии и служат уникальными учебными, научными и практическими пособиями для изучения и познания глубокой по содержанию буддийской литературы. Полное собрание сочинений (сумбума) Агван Нимы привезено в Бурятию из Индии Главой Буддистов России XXIV Пандито Хамбо Ламой Дамба Аюшеевым. Ряд текстов и комментариев из полного собрания сочинений мастера включены в обязательную программу обучения в Гоман дацане в Индии.

Разумно поставить вопрос об изучении и комплексном исследовании богатого научного наследия нашего прославленного соотечественника. Но прежде, чем приступить к их исследованию, они должны быть переведены на русский язык, чтобы сделать их достоянием научной общественности. Думаю, этот нелегкий труд могли бы взять на себя бурятские ученые - тибетологи и высокообразованные ламы.

Последние годы жизни габжа лхарамба Агван Нима провел в родном Гоман дацане и руководил группами студентов по освоению учебных текстов, включая большой круг комментаторской литературы. Чойчже Рабтен рассказывал, что он ежегодно посещал своего Учителя в Индии и помогал ему в силу своих возможностей. Кенсур Ринпоче Агван Нима ушел из жизни 24 января 1990 г., в возрасте 83 лет.

Чойчже Рабтен подарил мне две цветных фотографии, сделанных в квартире габжа Агван Нимы в Турбентале (Швейцария). Я с большим удовольствием предоставляю фотографии для читателей газеты "Угай Зам".

Библиография

Кенсур Агван Нима. Переправа через реку Сансары. Автобиография.

https://www.facebook.com/

1795

Медиа

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт