Бурятия в лицах

Сампилов Цыренжап Сампилович

Советский живописец, основоположник бурятского станкового реалистического искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).

Народный художник Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Награжден орденом В.И. Ленина. 

Ц.С. Сампилов стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства в числе еще восьмерых художников, которые составляли в 1933 году Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Но духовную сущность нации наиболее точно и емко передало именно искусство Ц. С. Сампилова.

Цыренжап Сампилов родился в улусе Домно-Еравна в семье бедного охотника Очира, а вырос у соседа Сампила, который усыновил его и дал ему фамилию. В степи, круглый год стада и отары, табуны лошадей. Привязанность к ним, пристальное наблюдение за их повадками зародились у Сампилова именно в годы раннего детства. Уже тогда он делал первые попытки изображения животных. С увлечением вырезывал он их фигурки из старых игральных карт и наклеивал свои вырезки на окна.

Впоследствии Сампилов, вспоминая об этой поре своей жизни, говорил: «Когда я был пастухом и пас скот, я перочинным ножом вырезывал фигурки. Я уходил в степь и оставался там до захода солнца. Там я все время занимался вырезанием фигурок. Особенно я любил лошадей и коров, вырезывал их фигурки и головы. Натура была вокруг меня. Животных я страшно любил. Я сильно увлекался этим занятием».
Природа родных мест оставила неизгладимый след в памяти будущего художника, запечатлелась в ней, как нечто прекрасное.

В детские юношеские годы Сампилов наряду с резьбой по дереву много и увлечено рисовал. Его рисунки животных очень понравились служащему местной метеорологической станции Серебрянникову. Он заинтересовался мальчиком и предложил бесплатно обучит его грамоте. Однако учеба длилась всего одну зиму. На этом общее образование было закончено.

О занятиях искусством не приходилось и думать. Батрачил у местных нойонов. В 1914 году пешком пришел в Читу, где стал работать ломовым извозчиком. В 1916 году Сампилов в числе других был «реквизирован» на тыловые работы Западного фронта. Рыл окопы, строил блиндажи. В 1917 году вернулся в родное Забайкалье, где вскоре установилась Советская власть.

Только в 1918 году рабочий мыловаренного завода в Чите получил возможность учиться рисованию и лепке у русского скульптора Иннокентия Жукова. Несколько позднее он попал в Читинское художественно-промышленное училище и совмещал работу с учебой в течение 3-х лет. В 1923 году Правительство БМАССР приглашает его для работы в издательстве и отправляет для оформления бурятского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. На этой выставке был экспонирован также альбом рисунков Сампилова, посвященных быту бурят. За эти рисунки художник был удостоен «Диплома признательности» от выставочного комитета.

В 1925-26 гг. Сампилов работал художником при Политуправлении МНР, после чего был направлен в Москву во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), где занимался на живописном факультете у профессора Д. Штеренберга. По окончании института Сампилов возвращается в Бурятию и целиком отдается любимому делу. На протяжении многих лет, вплоть до 1953 года, он возглавлял Союз художников Бурятии.

Творческое наследие Сампилова значительно: сотни картин, портретов, этюд, рисунков, иллюстрации к произведениям художественной литературы, дружеских шаржей и карикатур.

Первая его картина, получившая широкую известность и признание «Любовь в степи» (1927), экспонировалась на юбилейной выставке «Искусство народов СССР» в Москве. Художник глубоко и тонко раскрывает характеры, настроения, душевные переживания своих соотечественников – пастухов, табунщиков, крестьян. Одновременно почти одушевленным героем становится сама степь с ее особенными яркими и нежными красками, с табунами лошадей и отарами овец, пасущимися на ее просторах. При этом раскрывается особый дар Сампилова–анималиста, воспитанное долгими годами жизни в степи, проникновенное понимание животных.

В 1935 году Ц.С.Сампилову было присвоено звание народного художника Бурят-Монгольской республики. Годом позже Советское правительство наградило его орденом Ленина. За выдающиеся заслуги в области развития бурятского искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Так высоко был оценен творческий путь художника, который может служить примером неустанной работы над совершенствованием своего мастерства. И сегодня его полотна имеют глубокую социальную значимость, потому что в них мировосприятие художника, его позитивное отношение к жизни, труду, природе, людям.

В далекие 40-е, в годы тяжелейшей для нашей Родины войны Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР и бюро Обкома ВКП (б) № 245 от 25.10.1943 г. основан Государственный художественный музей. Музей – крупнейший в регионе и единственное в мире хранилище бурятского изобразительного искусства и других художественных ценностей, который на сегодня является одной из главных визитных карточек г. Улан-Удэ и Республики.

В дань уважения, любви и благодарности к личности и творчеству Ц.С. Сампилова, за его неоценимый вклад в историю развития бурятского изобразительного искусства с 1966 года музею присвоено имя выдающегося художника. Ц.С. Сампилов по праву является одним из лучших сынов Бурятии.

Картинная галерея

19417
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт