Четверг, 03 сентября 2020 08:42

Парамита терпения

Автор 


Сущность терпения – это безответность к вреду, причиняемому другими; смирение со страданиями, возникающими в собственной душе; незыблемая убежденность в Дхарме.

Совершенная парамита терпения есть лишь доведенная до совершенства привычка ума не допускать в себе гнева и подобного. Для нее не требуется избавить всех существ от нетерпимости, так как мы не способны этого добиться и так как необходимо исполняется именно через обуздание собственного ума.

Если постоянно проявлять терпение, то и в этой жизни не будет угасать душевная радость, будешь все время счастлив и в последующем. Поэтому смирение – счастье и для этой, и для последующих жизней.

Что касается пагубности гнева, то в начале обсудим его неочевидную пагубность.
В «Сутре проявлений Манджушри» говорится, что вспышка гнева уничтожает добродетельные заслуги, накопленные за сто эпох. Каков же должен быть объект гнева, способного уничтожить столько заслуг? Некоторые говорят, что таким объектом должен быть бодхисаттва. Другие считают, что это может быть любой объект.

Мнение первых подтверждает высказывание, содержащееся во «Введении в срединность»:
«Все добродетели даяния и нравственных деяний,
Накопленных трудами сотни кальп,
Уничтожаются всего одним мгновеньем
Вскипевшего на бодхисаттву гнева».

Вообще, для уничтожения корней добродетели необязательно, чтобы объектом гнева был бодхисаттва.

Итак, неочевидная пагубность гнева состоит в том, что он с большой силой открывает путь нашим созревшим неприятным кармическим плодам и перекрывает дорогу бесчисленным лучшим созревшим плодам.
Его очевидная пагубность в том, что ум лишается покоя и уверенности, былые радость и внутреннее благополучие улетучиваются и не возвращаются; мучает бессонница, теряется невозмутимость. Даже близкие и друзья, которых он привлек подарками, оставляют его.

Согласно сказанному, сначала рассматривайте пользу смирения и пагубность гнева, затем усердствуйте в разностороннем освоении терпения.

Разновидности терпения:
1. Безответность на причиняемый другими вред
2. Безропотное перенесение страданий
3. Убежденность, вера в Дхарму

Наставник Чандракирти сказал:
«Здесь вовсе не порок живых существ:
Здесь виноваты лишь присущие им омраченья»,
К такому выводу путем анализа придя,
разумные сердито никого во зле не обвиняют».

Во «Введении в практику» говорится:
«Итак все обусловлено: одно зависит от другого,
И власть сама не обладает властью.
Постигнув это, гневаться не стану
Ни на какую призрачную сущность».

Испытываемое от вреда страдание не может возникнуть беспричинно и от несоответствующей причины. Вред неизбежно приносит собственная карма. Поэтому во многих случаях преодолевайте гнев, мысленно обвиняя себя самого. Например, стражников ада порождает собственная карма индивида, которого мучают.
И устами Шавопы:
«Пока говорим: «Я не виноват», - показываем, что, по сути, у нас нет ни капли Дхармы».

Во «Введении в практику» говорится:
«Когда одни вредят по заблужденью,
другие ж гневаются, тоже заблуждаясь:
кто виноват из них, кто прав, - как рассудить?»

От всего сердца размышляйте: «Все существа в безначальной круговерти побывали моими отцами, матерями и другими родными и друзьями. Из-за непостоянства они расстаются с жизнями и страдают от трех аспектов страдания. Одержимые злым духом омрачений, они разрушают свое благо этой и других жизней. Я должен их любить! Можно ли сердиться и отвечать им на зло?!»

Если, опираясь на устремленность, практиковать сейчас те спекты смирения, на которые мы способны, а также упражняться и в тех, которые пока не способны практиковать, то, согласно сказанному в «Вопросах Субаху», парамита терпения потребует лишь малых усилий и малых страданий, чтобы стать совершенной.

Богдо Зонхава. ЛАМРИМ ЧЕНМО

Авторизуйтесь, чтобы комментировать