Четверг, 17 декабря 2009 10:27

Все краски Сурхарбана



Звенящая тетива. Море улыбок и многоголосье. Это яркий праздник Сурхарбан, который своими корнями уходит в глубину веков. Со времен незапамятных наши предки-кочевники поклонялись духам хозяев священныхместностей и предкам родов. Во время таких религиозных обрядов, жертвоприношений, после удачной облавной охоты и устраивались состязания по стрельбе из лука, борцовские поединки, а скакуны проверялись на резвость и выносливость.
Таким образом, постепенно формировались и стали особо почитаемыми три вида физических упражнений бурят - стрельба из лука, борьба и скачки («эрын гурбан наадан» - «игры трех мужей»). Они-то и стали основными видами спорта во время проведения сурхарбанов (один из вариантов перевода на русский язык - «состязание в стрельбе из лука в мишень-сур».

 

Другая версия перевода основывается на известной легенде о тарбагане (сурке) - «стрельба из лука в мишень-солнце»). Обычно такие массовые праздники проходили в июне, когда завершались сев, стрижка овец, а скот успевал нагуляться и набраться сил. В старину такие праздники устраивались на ровном зеленом поле, вблизи реки и неподалеку от леса, чтобы можно было укрыться от палящего солнца.
Вначале функции обряда-состязания сводились к демонстрации единения членов рода, племени и охраняющими родовую территорию духами предков и хозяев местностей. Со временем один из самых распространенных праздников монголо-язычных народов приобрел и дополнительную функцию - военного смотра и отбора лучших воинов для дружин ханов и нойонов. Так, во времена правления Чингисхана и его потомков князья и ханы отбирали победителей состязаний в личную свиту, ставили их во главе войсковых подразделений: сила, ловкость, меткость стрелка были необходимыми качествами во время сражений. В те далекие времена в больших состязаниях участвовали самые сильные борцы, ловкие наездники, меткие мэргэны, сотни и тысячи быстроногих скакунов.

А в советское время Сурхарбан наполняется новым содержанием и приобретает поистине общенациональный масштаб Из улусно-родового он превращается в общеколхозный, районный, окружной, республиканский. В прошлом веке во время Сурхарбана также проводились смотры победителей самодеятельных художественных коллективов,устраивались народные гуляния.

А в наше время Сурхарбан - это и неотъемлемая часть национальных традиций, и возрождение материальной и духовной культуры, и грандиозное общественное спортивно-культурное мероприятие, объединяющее все народы, населяющие Бурятию...

Сурхарбан во все времена собирал сотни и тысячи людей. Так, в 1895 году на Сурхарбан в Иркутской области, который проводился в Боханском ведомстве Балаганского округа, собралось более 3 тысяч человек. А 2 августа 1924 года в Верхне-удинске состоялся большой республиканский праздник Сурхарбан, который впервые в истории бурятского народа получил общенациональный характер. В его спортивной программе были представлены как традиционные, так и классические виды спорта (легкая атлетика, футбол, баскетбол). Впервые в нем приняли участие представители всех аймаков - от Аги до Алари, от Баргузина до Закамны. В соревнованиях борцов чемпионом Сурхарбана стал представитель Верхнеудинского аймака Даши Очиров.

Также популярными были аймачные сурхарбаны, на которых собиралось до 10 тысяч человек. Летом 1924 года на праздник в степной Аге съехалось около 4 тысяч человек.

В 1933 году в день 10-летия республики на Верхней Березовке состоялся поистине грандиозный республиканский Сурхарбан. Только в соревнованиях по национальной борьбе участвовало порядка двухсот человек. По итогам трехдневной борьбы чемпионом республиканского Сурхарбана стал Шангин.
В 1952 году на очередном республиканском Сурхарбане состязания по национальной борьбе и стрельбе из лука проводились по впервые утвержденным правилам, которые предусматривали две весовые категории (легкую - до 70 кг и тяжелую - свыше 70 кг). В том же году в первый раз наряду с мужчинами соревновались борцы-юноши.

С 1955 года сурхарбаны засверкали новыми красками. В программу состязаний, помимо трех игрищ мужей, были включены соревнования по классическим видам спорта, т.е. Сурхарбан стал массовым спортивным соревнованием с самой широкой программой.
Сурхарбан 1957 года проводился по новым правилам и по новой спортивной классификации, согласно которой участникам соревнования по бурятской борьбе и стрельбе из лука могли присвоить звание мастера спорта.

С большим размахом прошел юбилейный республиканский Сурхарбан 1967 года. На его открытии на 8-м километре Кяхтинского шоссе присутствовало более 10 тысяч человек.

С 1970 года на республиканском Сурхарбане наряду с тем, что звание чемпиона в национальной борьбе республики разыгрывалось в четырех весовых категориях, богатыри стали оспаривать звание абсолютного чемпиона. Первым абсолютным чемпионом республики по бурятской борьбе стал Виктор Баймеев, один из первых мастеров спорта Бурятии по вольной борьбе, ныне заслуженный тренер России.

Заметным явлением в спортивной жизни республики стал республиканский Сурхарбан 1980 года, прошедший под лозунгом «Олимпийский год не только для олимпийцев».

В 80-е - 90-е годы прошлого века и в начале нового тысячелетия Сурхарбаны всех рангов - от сельских, районных до республиканских - продолжали популяризировать любовь к спорту, национальным видам. Многочисленные старты по программам праздника выявляли сотни одаренных атлетов, которые, приобщаясь к единоборствам, получали путевки в большой спорт.

В 2008 году на республиканском ипподроме прошел любимый народом праздник. Главный праздник лета состоялся во время празднования 85-летия республики. Открывший Сурхарбан-2008 традиционным выстрелом из бурятского лука. Президент Бурятии Вячеслав Наговицын подчеркнул, что Сурхарбан - это глубоко национальный праздник, корни которого уходят в древность. Его особенностью стало то, что все желающие могли попробовать себя в различных видах спорта. Апофеозом стал грандиозный концерт-награждение, который прошел на площади Советов.
В сурхарбанах принимали участие многие известные спортсмены республики, среди них Илья Гармаев, шестикратный абсолютный чемпион республики по бурятской борьбе, абсолютные чемпионы Сурхарбана Виктор Баймеев, Борис Будаев, Баир Цыренгармаев, Александр Бардаханов, Дашинима Эрдыниев. Они подавали пример талантливой молодежи.

Другой масштабный и популярный культурно-спортивный праздник бурятского народа «Алтаргана», который по праву называют фестивалем дружбы, единения и солидарности людей, бережно относящихся к своим этническим корням. Первый фестиваль «Алтаргана» прошел в Дадал Сомоне Хэнтэйского аймака Монголии, а последний - в 2008 году в Иркутской области.

 

Авторизуйтесь, чтобы комментировать