Мархаев Чойдор

IX ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА 1872-1876

 

В истории бурятского духовенства избранный на пост Пандито Хамбы Ламы Лупсан Чойдор или Дэмчиг Доржи Мархаев является первым Хамбо Ламой из представителей 11 хоринских родов. Он прославился среди духовенства своей ученостью и образованностью.

 

Лупсан Чойдор Мархаев родился в местности Хара Ацагат Хоринского ведомства в семье известного рода кубдут. С раннего детства был посвящён в монашеский сан. Учитель его известный лама ширээтэ Ацагатского дацана Жанчип Ванчуков. Чойдор Мархаев первоночальное духовное образование получает в Ацагатском дацане. Уезжает в Цугольский дацан для продолжения учёбы. Становится учеником выдающегося бурятского Цаннид Учителя, основателя философской школы цаннид в Забайкалье, Лопсан Чойбсана. В 1871 году по окончании он блестяще защищает учёную богословскую степень габжа. 

 

В 1873 году в возрасте 35 лет утверждён на должность Пандито Хамбо Ламы ламайского духовенства Восточной Сибири.

Копия телеграммы. 18 декабря 1872 года: «Выборы Хамбо Ламы 17 числа окончились, выбраны три кандидатуры: Лама Чойдор Мархаев, ширээтэ Гэндун Ешидоржиев и Чойдак Цыдыпов. Исправник Сушков».

 

Донесение из Главного Управления:

«16 февраля 1873 года последовало Высочайшее соизволение. Уведомляя о монаршей воле, и препровождая за собственноручно Его Императорского Величества подписанием Высочайшую Грамоту на имя Мархаева об удостоении его званием Пандито Хамбо Ламайского духовенства Восточной Сибири. Генерал Губернатор Сенатор [подпись]».

«По получении Высочайшей Грамоты от г. Селенгинского Окружного Исправника поступил я на должность Пандито Хамбо и приведён к присяге. А потому Вашему Превосходительству имею честь представить присяжный лист с переводом на русский язык». Главный Лама Пандито Хамбо Ламайского духовенства Восточной Сибири Мархаев [ГАЧО, ф.1общ., оп.1, д.1270, л.л.29, 45, 50].

 

За короткий период деятельности в должности Пандито Ламы Чойдор Мархаев проведёт большую организационную работу по укреплению дацанов, об этом свидетельствует множество архивных материалов того периода, обширная переписка Хамбо Ламы с администрацией по ремонту и строительству дацанов, по отводу дацанских земель, по учёбе хувараков и.т.д. Благодаря его грамотной организационной деятельности, неплохому знанию русского языка были систематизированы административно-хозяйственная структура и делопроизводство дацанов. О безупречной работе Хамбо Ламы напишет последующий Хамбо Дампил Гомбоев: «Все дела, касающиеся Управления Ламайского Духовенства находятся в безукоризненном образцовом порядке, благодаря неусыпным трудам прежнего Хамбо Ламы Чойдора Мархаева, письмоводителя Бату Ирдынеева» [РГИА, ф.821, оп.133, д.422, л.138].

Огромная заслуга принадлежит Хамбо Ламе Чойдору Мархаеву в систематизации территориальной структуры дацанских приходов. Проведена колоссальная работа по составлению границ и списка приходов. Фиксация приходских ведомств связана с развитием системы управления бурятами со стороны царской администрации и общими социально-политическими процессами в Забайкалье и бурятском обществе. Объединение различных родовых группировок по принадлежности к определённому дацану сыграло значительную роль в этнической, политической, административной консолидации разрозненных бурятских родов.

 

В 1872 году губернаторской администрацией предписано Хамбо Ламе определить границы дацанов. В течение трёх лет шла сложная подготовительная работа по установлению границ дацанских приходов. Как известно, первоначально бурятские дацаны не имели строго ограниченной территории. Но постепенно структура дацанского прихода определяется по родовым аймакам. Во второй половине XIX века приходы распределяются по территориальному принципу. Строительство новых дацанов вызвало необходимость объединения или разъединения различных этнических групп по родам и территориальной принадлежности. Так, например, от Ацайского дацана, родового дацана атаганов, определились представители шести добайкальских селенгинских родов и они основали Загустайский дацан, впоследствии и они  разделились по приходам Иройского и Янгажинского дацанов.

 

Благодаря дацанской системе и высокому авторитету Хамбо Ламы, духовенства среди бурят эта задача была решена без особых трудностей. В июле 1875 года было составлено новое расписание приходов 34 дацанов под руководством Хамбо Чайдора Мархаева, где учитывались территориальная целостность, политическое, этническое и конфессиональное единство селенгинских и хоринских родов. Расписание приходов 34 дацанов было отправлено в Главное управление и утверждено.

 

В этом же году Хамбо Лама просит об отставке по болезни.

Донесение от 8 декабря 1875 года № 602 на имя военного губернатора Забайкальской области:

«Ваше Превосходительство, имею честь доложить, что по случаю слабости своего здоровья я обращаюсь с просьбой об увольнении меня вовсе от должности Бандидо Хамбо… от занимаемой должности впредь до получения разрешения об увольнении меня от службы или сроком на шесть месяцев с возложением исправления должности Пандито Хамбо на ширээтэ ламу Гусиноозёрского дацана Дампил Гомбоева…».

Главный Пандито Хамбо Ламайского Духовенства Восточной Сибири Мархаев [подпись].

[ГАЧО, ф. 1общ., оп.1, д.1442, л.3].

 

Послужной список штатных лам, состоящих при Гусиноозёрском дацане за 1847 год. Составлен 1 мая 1875 г.

Главный Лама Пандито Хамбо Лама Чойдор Мархаев, от роду 38 лет.

Из ясачных.

Поступил в хувараки 1866 сентября 23.

Поступил в гылуны 1869 июня 11.

Утверждён в штатные ламы 1869 марта 19.

На тибетском, монгольском, русском читает, пишет.

Под судом и следствием не был.

Поведения хорошего и исправен.

Высочайше утверждён в звание Главного Ламы Пандито Хамбо 1873 февраля 16.

После освобождения от должности по состоянию здоровья в 1878 году, Хамбо Мархаев просит направить его в Ацагатский дацан:

Его Превосходительству г. Губернатору Забайкальской области от бывшего Хамбо Ламы Ч. Мархаева.

Заявление. На требование от 13 марта с.г. за № 992.

«…я желал бы остаться в духовном звании с перечислением в штат Ацагатского дацана, где теперь нахожусь и имеется вакансия гылун ламы по увольнении ширээтэ Ванчукова. Если считаете возможным, то не оставьте распорядить о причислении меня в Ацагатский дацан и выдать свидетельство…

Посему бывший Хамбо Лама Ч. Мархаев. [подпись] 1-го декабря 1876 года Ацагатский дацан Верхнеудинского округа» [ГАЧО, ф. 1общ., оп.1, д.1659, л.102].

 

К сожалению, заявление его не было утверждено. В Послужном списке за 1877 год: «исключить из духовного звания бывшего Хамбо Ламу Чойдора Мархаева и зачислить его в число инородцев Хоринского ведомства» [ГАЧО, ф. 1общ., оп.1, д.1680, л.204].

 

Известно, что на 40-летнем году Хамбо Лама Чойдор Мархаев отправился в Монголию в Ван-Хурэ, где и осуществил уход.

 

«После Ешижамсуева утверждены были в звании Пандито Хамбо с выдачей величайшей грамоты: в 1873 г. ширээтэ Чойдор Мархаев, уволенный в 1876 г. по болезни от этой должности и преемник его нынешний Пандито Дампил Гомбоев, посвящённый в хувараки на 5 году своей жизни» [Ермакова, с.139].

 

Г.Г. Чимитдоржин, Институт Пандито Хамбо Лам 1764-2004гг, Улан-Удэ, 2004

 

15290
Авторизуйтесь, чтобы комментировать