В Тунке и в Оке до сих пор можно услышать фразу: «Санагадаа хониео харахаа ошоо!» - «Поехал в Санагу за отарой следить»! Так говорят о человеке, который закончил жизненный путь и отправился прямиком в рай.
Но почему рай именно в Санаге, которая находится в Закаменском районе в двух днях конного пути?!!
Есть такая версия, озвучил ее Хамбо лама Дамба Аюшеев.
Итак, Санага - слово, со временем трансформированное от - Саана газар - дальняя земля. Именно так это место назвал основатель буддийской традиции в Бурятии - первый Хамбо лама Доржо Заяев.
Дальше внимательно. Раем для буддистов является Чистая страна Будды Амитабхи – Диваажин. Именно туда может отправить человек во время и после смерти свое сознание.
Небольшое отступление, потом вернемся.
Почти 200 лет назад - в 1834 году - вблизи Санаги в местности Номтогол, что в переводе с бурятского – Долина знаний, начал свою историю один из самых крупных буддийских храмовых комплексов в Бурятии. Здесь в самые лучшие времена служили около 700 лам! Факультет буддийской философии был настолько мощным, что выпускал не только со званием Геше, но и со званием Габжи и Лхарамба, что говорит о высшем философском образовании. Здесь также был центр тибетской медицины. Я прочитала на сайте дацана, что помимо лечения травами, здесь ОПЕРИРОВАЛИ ОПУХОЛИ!!! И, конечно, занимались обучением будущих лечащих лам – эмчи. Отдельное здание занимала библиотека, где хранились священные тексты, которые были напечатаны тоже здесь.
Жизнь большого дацана кипела, проводились большие хуралы (молебны) и даже мистерия Цам, которую могли себе позволить далеко не все храмы. Жители Закамны, Тунки, Оки и соседней Монголии приезжали в этот крупный буддийский центр не только молиться, но и отдавали сыновей в хувараки, чтобы в будущем они стали ламами. Раньше в Бурятии, как правило, третьего сына отдавали в дацан.
И внимание! В храмовом комплексе был еще Диваажин дуган, посвященный Чистой стране Будды Амитабхи. Там проводили Диваажин хурал,который способствует хорошему перерождению умершего. Его стены были расписаны сценами бардо (состояние между смертью и новым рождением).
Возможно поэтому за Санагой, где был огромный центр знаний с живыми хранителями тысячелетней мудрости, закрепилось представление как о Санаа газар – земном рае, который наиболее всего близок к вечному - Диваажину.
В 1930-ые годы храмовый комплекс был разрушен. Начали его восстанавливать в 1990-ые годы, и сейчас ведутся активные работы по возвращению былого величия Санагинского дацана. В конце августа в местности Номтогол был освящен новый Согчен дуган, который построен на пожертвования и подношения простых жителей Закамны и других районов республики.
Еще в Санаге планируют установить 41-метровую статую Будды сострадания – Арья Балы. Средства вновь собираются всем миром. Этот четырехрукий бодхисатва (на санкрите его зовут Авалокитешвара) когда-то дал клятву помогать всем живым существам и спасать нас от различных невзгод и жизненных неурядиц. Он – олицетворение вселенского сострадания. Кстати, известная молитва - Ом мани падме хум – является мантрой именно этого божества.
Наталья Тулаева
Автор фото - Вячеслав Кровопусков