Бурятия в лицах

Гонтов Павел Иннокентьевич

«Я счастлив уж тем, что живу»
Если бы он рисовал пейзажи, то наверняка - осенний лес с его порой очарованья, сокрытой в золоте листвы и тишине дождя. Но пейзажи как таковые молодой художник Павел Гонтов не рисует. Его картины, выполненные гуашью, - особый мир переживаний и чувств.
Седовласая женщина долго и пристально вглядывалась в картины. Иногда бросала задумчивый взгляд в окно, на минуту-другую замирала и снова с интересом возвращалась к ним: « Видимо много пережил, прочувствовал…».

Я поверила мудрости ее лет, хотя еще ничего не знала о судьбе художника, не видела и его самого.
«Это - интересно. Это - эмоционально. Но главное – содержательность картин. Они, как бы вам сказать, глубокие, философские, заставляющие думать», - поддержал мужчина.
 
Молодой художник изображает мир без реальных предметов. Их заменяют геометрические фигуры, линии, пространство. Его осень – это вместо полыхающих багрянцем листьев «горят» кубы, прямоугольники. Их кружит спиралевидный ветер – символ времени, а земля разверзнута линиями-трещинами. В этом природном водовороте времен и судеб маленький сторонний наблюдатель – человек. Образ сгорающей осени чувствуется исподволь. Но нет в этом трагедии. Осень уйдет, на смену придет зима, а затем весна…. Жизнь продолжается. В это хочется верить, потому что краски, которыми исполнены картины, вселяют оптимистический настрой, они сочные, светлые, яркие. Или другая картина. Уставший путник, облокотившись на посох, задремал в пустыне. Его друг распластался на земле без чувств. А голос свыше диктует: «Измерь свои силы, путник. Встань, иди…» А в ответ слабое: «Мы еще живы…». Будто бы все просто и банально, однако художник заставляет задуматься. «А всегда ли мы соизмеряем свои силы?..».
 
В его картинах – драматизм сегодняшней жизни (от того для многих они покажутся неуютными), холодная рациональность и каждый раз некое ощущение страха: то за путника, обессилевшего в пустыне, то за маленького человечка перед огромной стихией жизненных катаклизмов. Созданный им мир, возможно, даже трагичен, но такой он не случайно. Как не случайны строки, иногда сопровождающие его картины.
Руки мои слишком коротки.
Ноги есть, да некуда бежать.
Чахнет, вянет юность от тоски.
Крыльев нет, но хочется летать
- это строки из стихов о своем детстве в детском доме, где он пребывал с трех лет, где и плохого, и хорошего, - всего вперемешку. Но именно там его первый учитель Борис Базарович Тубанов разглядел в нем признание творить. Тогда он приноровился к резьбе по дереву, рисованию.
 
Окончил Павел школу. Поступил в Кяхтинское художественное училище искусств. Там, как признается сам, «переломился». И приложил к этому свою талантливую душу Александр Николаевич Тараненко, «сильная личность, живописец», - скажет о нем после ученик. Здесь он занялся серьезно и вдумчиво творчеством. То, что так часто будоражило душу, стало выплескиваться на листы бумаги, как и выстраданные строки стихов. Годы учебы остались позади. Надо зарабатывать на жизнь. Без поддержки, связей куда молодому да раннему? Вернулся с дипломом художника-оформителя в родной малокуналейский детский дом. Занялся оформительской работой, декоративным исусством. Яркие панно с белыми лебедями, жар-птицами, венками цветов украсили комнаты детдомовцев. Радуют неизбалованных до красоты сирот яркой поэзией красок, причащая их к высокому, доброму, вечному, коим есть и было искусство. А оно, подобно молитвенному звону, должно быть услышано, говорил кто-то из великих. Уверен, что детские души не просто услышат, но и откликнутся на эту доброту.
 
Гармонично в нем сочетание декоратора и самобытно мыслящего художника. Сам он это объясняет так: «Роспись – это моя отдушина. Отдых душе и голове. Краски, цвета успокаивают. Авангардные вещи осмысливаю. Они рождаются от идеи. Бывает, правда, и монотипно… Но редко».
 
Картины его не только от пережитого. Он много читает. Пристрастие – книги по философии. Много размышляет, в том числе и о предназначении человека на земле. «Если не можешь ответить на вопросы, для чего ты существуешь, то попытайся наконец оправдать смысл своего существования». Он в поиске своего смысла жизни. Хотя главное определено: «Надо радоваться тому, что ты есть, ты жив». Радоваться?.. Он умеет это делать. Умеет это передать. Пусть в некой драматичности сюжетов, в драматизме жизненных коллизий. У Павла Гонтова нет мастерской. Он не участвует в выставках. Ему чуть за двадцать. Но его уже нельзя ни с кем спутать – он узнаваем. Значит, все впереди…
 Л. Шишмарева

6654
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт