Гэлэг Балбар лама

Исполнив свою многогранную миссию ламы-целителя на земле России, в возрасте 94 лет, навсегда покинул нас выдающийся эмчи лама XX-XXI вв., цаннид лама (доктор философских наук), геше манрамба (доктор тибетской медицины) Гэлэг Балбар лама.

За почти 70-летнию практику врачевания по традиции Чжуд-ши, он помог исцелиться, подарив счастье победы над тяжелейшими болезнями, многим тысячам жителей России, а также и пациентам других стран, став духовной опорой для множества людей, ищущих духовное и мирское счастье… Он исполнил свои обеты Бодхисаттвы, пройдя очень трудный жизненный путь, оказывая помощь всем, кто в ней нуждался.

Родился Гэлэг Балбар лама в 1926 г., в с.Зугалай, ныне Агинского бурятского округа Забайкальского края. В 1928 г., вместе с тысячами своих соплеменников и земляков, по известным причинам, оказался в Китае, где в местности Шэнэхэн Внутренней Монголии, недалеко от г. Хайлар, искавшие лучшей доли сородичи смогли найти приют. Там же прибывшие из родных мест ламы и прошедшие учебу в монастырях Тибета, Внутренней Монголии Китая бурятские ламы основали Шэнэхэнский дацан, где вскоре был открыт центр тибетской медицины.

Через год семья потеряла отца. В 10-летнем возрасте мальчик был отдан в этот дацан, где и прошел все основные ступени обучения буддийской философии. От своего первого Учителя он получил духовное имя Гэлэг Балбар. И там же принял первые обеты ламы-послушника.

В 1945 г., в возрасте 19 лет, Гэлэг Балбар принял 36 обетов ламы -гецула, а через два года, в 1947 г., принял полное монашеское посвящение - высшие обеты Будды - 253 обета ламы -гелонга. С этого момента ему открылись все широкие пути к дальнейшему духовному образованию и доступ к великим текстам, к которым даже было запрещено прикасаться. В том же, 1947 г., Гэлэг Балбар лама начал изучать основы тибетской медицины, отправился на учебу в знаменитый древний монастырь Лавран. Но через два года, по состоянию здоровья, вынужден был вернуться в Шэнэхэнский дацан.

Когда в Китае в 1966 г. началась Культурная революция, приведшая к полному закрытию и уничтожению дацана, богатейшей библиотеки, всех лекарств, Балбар лама был уже практикующим врачом, и потому был лишен возможности лечить людей, был отправлен пасти скот. Но в 1968 г. власти разрешили ему вернуться к врачебной практике. В 70-е годы он прошел государственную сертификацию, получил диплом врача-тибетолога, и с этого времени начинается в его жизни новый, самый прекрасный и очень плодотворный этап служения людям. В г. Хайлар работал в крупной государственной поликлинике.

В конце 80-х годов прошлого столетия вернулся в СССР, проживал в столице Бурятии – в г. Улан-Удэ, где продолжал свою успешную лечебную практику врача Эмчи ламы, продолжая и духовную практику, согласно монашеским обетам.

Переезд в г. Москва расширил лечебную практику старейшего эмчи ламы России. Во многом благодаря его усилиям и результатам успешного лечения пациентов с различными заболеваниями, официальная светская медицина и общество стали менять свое отношение к самому феномену существования медицины Эмчи лам , традиции которой в России существовали многие столетия назад, вплоть до революции 1917 г. Изменилось отношение общества и к основам лечения, к самим принципам восточной медицины.

Гэлэг Балбар багша внес свой выдающийся вклад в историческое дело возрождения, развития и становления буддийской практики, философии и искусства врачевания в Республике Бурятия.

Именно под его руководством 12 сентября 2002 г. в местности Хухэ Зурхэн Иволгинского района происходило величайшее таинство возвращения к верующим в феноменальном состоянии тела XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Этигэлова, а также и дальнейшая ритуальная практика круглосуточного сопровождения жизни Учителя в новой реальности.

Благодаря Гэлэг Балбар багше Сангха России возродила практику проведения философских диспутов в Буддийском университете «Даши Чойнхорлин» согласно канону, существовавшему в старинном Цугольском дацане «Даши Чойпэллинг» (ныне Агинского бурятского округа Забайкальского края), где еще в 1801 г. была открыта одна из сильнейших бурятских школ по буддийской философии "Чойра".

Гелек Балбар лама являлся Учителем наших многих лам.

Наш Балбар багша прожил долгую и прекрасную жизнь, наполненную абсолютным служением людям, оставил огромное духовное и практическое наследие для своих потомков, а также бесценный опыт врачевания для будущих новых поколений лам-лекарей.

Мы молимся за высокое перерождение Балбар багши в Чистых Землях…

Глава Буддистов России
XXIV Пандито Хамбо Лама
Дамба Аюшеев

64
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт