Ешижамсуев Данзан Гаван

V ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА 1809-1839 

Материалов о детстве, годах учебы Данзан Ешижамсуева почти не сохранилось. 

В 1801 г. 27 июня распоряжением Верхнеудинского земского комиссара №471 Данзан Гаван Ешижамсуев назначается на должность и.о. главного ламы пяти левобережных селенгинских дацанов, а в 1804 году стал справлять должность главного Пандито Хамбо Ламы. 

Скрытое соперничество между цонгольскими и селенгинскими ламами продолжалось до 1809 года. Хамбо Лама Хэтырхеев по Указу Удинской провинциальной канцелярии 1778 года считался главным ламой, но фактически власть его ограничивалась пятью правобережными дацанами, с чем он не мог мириться и подал дополнительное прошение о ликвидации двоевластия в административном управлении забайкальских дацанов на основе прав, «укорененных издревле со времен подданства сих народов… всероссийскому престолу» [Румянцев, с.17]. Такое же прошение было подано Ламой Ахалдаевым. Каждый главный лама старался увеличить количество своих приверженцев. Губернская администрация, чтобы остановить рост духовенства, распорядилась Хамбо Ламе Хэтырхееву лам, не входящих в штат, исключить из духовного звания, на что получила утвердительный отказ. Тогда был послан указ Верхнеудинскому земскому суду «велеть объявить ламам цонгольских и хоринских кумирен, чтобы они прилежно обдумали о той пользе, какую Правительство находит, чтобы над всеми кумирнями за Байкалом был один главный лама, так называемый Пандито Хамбо, а не двое…; всем же начальникам братских забайкальских родов послать указы, чтобы они учинили положение, кому дать степень Пандито Хамбо над всеми кумирнями и ламами…декабря 7 дня 1807 года» [Румянцев, с.20]. За должность Хамбо Ламы развернулась острая борьба между цонгольскими, селенгинскими и хоринскими ламами. Основной кандидатурой был Данзан Гаван Ешижамсуев. В 1809 году вышел указ из Иркутского губернского управления об утверждении Данзан Гаван Ешижамсуева в звании главного Пандито Хамбо Ламы всех дацанов цонгольских селенгинских  хоринских. 

Авторитет Данзан Гавана Ешижамсуева среди губернской, местной администрации, духовенства был настолько высок, что глухое недовольство и соперничество цонгольских лам постепенно теряет свое значение.  

Гусиноозерский дацан становится центром притяжения лам и паломников. В 1810 году в Гусиноозерском дацане были

построены два сумэ, посвященные божествам Сандуй и Дэмчок. При Данзан Гаване Ешижамсуеве Гусиноозерский дацан пополнился 6 дуганами. Это Дуйнхор сумэ и Дамдин сумэ – 1825 год, Дара Эхэ и Самбум – в 1829 году. Дацан превратился в огромный монастырский комплекс, с храмами, посвященными культу различных божеств, со школой, богатейшей библиотекой, содержащей огромное количество трактатов на тибетском, старописьменном монгольском, китайском, санскрите по буддийской философии, медицине, астрологии, живописи, основной канон Ганжур в 108 томах, Данджур в 225 томах. 

В 1829 году Императорский Казанский университет направляет в Забайкалье для изучения монгольского языка и истории монголов ученого О.М. Ковалевского и студента Попова. В течение пяти лет они в совершенстве освоили монгольскую письменность и разговорный язык, сдружились со многими представителями буддийского духовенства. Благодаря содействию Хамбо Ламы Ешижамсуева, университет пополнил свою библиотеку высокой литературой на монгольском, тибетском, китайском языках, на санскрите. Ученый О.М. Ковалевский, обогативший российскую востоковедную науку, собрал и отправил в Казанский университет 2433 книги и рукописи.  

За годы правления Хамбо Гавана Ешижамсуева активно распространяется буддийское учение, идет повсеместно интенсивное строительство дацанов. «Во времена Хамбо Ламы ламаистская вера среди монгол-бурятов Восточной Сибири получила широкое распространение. Было построено множество дацанов и дуганов в Хоринском ведомстве, в 1811 году был выстроен Агинский дацан, в котором в начале был 1 комплектный лама и 41 податных» [Бурятские летописи, 118].

Хамбо Лама Гаван Ешижамсуев подает проект в губернскую администрацию на «строительство 32 дацанов по числу родов у бурят, чтобы в них было штатных лам 600 (у казаков 200 и у ясачных 400) и штатных хувараков 1400 (у казаков 400 и у ясачных 1000)» [Записки Приамурского…, с.130]. Проект Хамбо Ламы получает путевку в жизнь. У прибайкальских бурят построены Аларский и Тункинский дацаны. Баргузинские буряты получили возможность проводить хуралы в своем дацане. Был построен Цэжинский дацан. Селенгинские рода сартулы, прибайкальские шесть родов, живущие по долинам реки Селенги и другие построили дацаны Гэгэтуйский, Иройский, Янгажинский, Кударинский. У хоринских бурят – Кодунский, Эгитуйский, Чесанский, Хохюртайский, Ацагатский, Цугольский, «у хамниганов – Хужиртайский, Тарбагатайский, Барисанский; у казаков-хамниганов – Олхунский, Зугалайский дацаны. В хоринской степи вместо сгоревшего Аннинского был построен новый дацан из кирпича и освящен в 1813» [Бурятские летописи, 118]. Дацаны приобретали для своих библиотек буддийские трактаты на тибетском, монгольском, на пали и санскрите. По свидетельству путешественника Кастрена, ламы приобрели за 12000 голов скота «богословскую литературу на 30 возах из Тибета» [Кудрявцев, с. 141]. Многие дацаны имели священные каноны Ганджур и Данджур.

В связи с ростом духовенства и дацанов правительство командировало в 1830 году в Забайкалье действительного статского советника барона Шиллинга для исследования на месте положения ламаитов и на основе собранных материалов составления проекта «Устава о монголо-бурятском духовенстве». Бароном Шиллингом в результате проверки было «установлено 34 больших дацана, множество сумэ, более 3500 лам и хувараков… Исходя из убеждения, что главною причиною беспорядков между бурятским духовенством было корыстолюбие местных земских чиновников, принял в основание проекта: а) устранение всякого влияния полиции на лам и б) сосредоточение власти управления в руках главного Пандито Хамбо под руководством высшего начальства. С этой целью для придания Хамбо большего значения барон Шиллинг признавал полезным утверждать его в сем звании Высочайшею властью…» [Вашкевич, с. 39,40]. Проект Шиллинга обсуждался 7 лет и в 1838 году был отклонен. За содействие в составлении «ламского устава», оказанное действительному статскому советнику барону Шиллингу фон Канштадту, Ешижамсуев получил медаль на голубой ленте, украшенную драгоценными камнями. 

Хамбо Лама проводит жесткую политику борьбы с пьянством среди бурят. Он категорически запретил хуваракам пить водку, объяснив им последствия ее вредного воздействия. Авторитет его был непререкаем: «каким весом и уважением пользуется среди бурят каждое слово Хамбо Ламы, стоило издать приказ о прекращении пьянства, как большая часть бурят послушалась его». [Ухтомский, с.622]. 

В этот период по настоянию Хамбо записаны истории происхождения бурятских родов, бурятские летописи.

В 1830 году Пандито Хамбо Лама Данзан Гаван Ешижамсуев признан хубилганом (перерожденцем), Жамсын гэгэн. 

Общественная и миротворческая деятельность Хамбо Ламы на благо отечества и пользу общества обширна и не раз отмечалась губернской администрацией. «Данзан Гаван Ешижамсын был удостоен золотой медали первой степени, награжден орденом святого Александра с лентой, украшенной драгоценными камнями, золотой медалью святого Андрея» [Бурятские летописи, с.124]. В 1811 году Хамбо Лама награжден золотой медалью на Аннинской ленте «За распространение среди бурят хлебопашества». В 1829 году Хамбо Лама в пользу русской духовной миссии, отправлявшейся в Пекин, жертвует 13 лошадей. В фондах Национального архива Республики Бурятия есть сведения о неоднократном добровольном взносе духовенства и бурятского общества в пользу православной духовной миссии в Пекине «скота разного и прочее». Вносит крупное пожертвование на постройку больницы в г. Верхнеудинске. «За пожертование 1000 рублей на Верхнеудинскую гражданскую больницу изъявлена благодарность от Господина Сибирского Генерал Губернатора Пестеля от 28 декабря 1811 г.» [Архив Рукописного…, ф.17, оп.1, д.388, лл.1,2]. В этом же году Императорский Казанский университет получил в подарок от Гусиноозерского дацана, от Хамбо Ламы священный канон Ганджур. 

Тридцатитрехлетняя религиозная и общественная деятельность Пандито Хамбо Ламы Данзан Гаван Ешижамсуева на благо отечества и народа закончилась апофеозом расцвета буддийской религии в Восточной Сибири. «По ревизии 1832 года оказалось: 34 дацана, 150 малых часовен, 4000 лам». Вследствие таких результатов было издано повеление правительства: «Впредь сего не дозволять, не утверждать новых проектов и не строить кумирен» [Записки Приамурского отдела…, с. 132].  

В 1834 году Хамбо Лама Данзан Гаван Ешижамсуев в 62-летнем возрасте уходит в нирвану.  

Г.Г. Чимитдоржин, Институт Пандито Хамбо Лам 1764-2004гг, Улан-Удэ, 2004

 

14894
Авторизуйтесь, чтобы комментировать