Пятница, 07 февраля 2020 19:13

"Чжуд ши" - Составы из трав

Автор 


Когда наступят последние пятьсот лет «правления» Будды Шакьямуни, придётся использовать то, что есть перед глазами, ибо сильные лекарства станут редкостью, подобной драгоценности небожителей и нагов, а хоть и найдутся, бедным людям их не купить. Поэтому, чтобы лечить болезни бедняков, я ( Ютокпа ) из сострадания расскажу о составах из трав.

Сила трав велика, они могут затмить даже камфару, и нет на земле места, где бы трава не росла. К траве предъявляются семь таких требований: она должна расти в хорошем месте, должна быть собранной вовремя, хорошо высушенной, свежей, обезвреженной, действовать мягко и хорошо сочетаться с другими средствами.
 
О месте произрастания. Это чистая благостная земля, по которой ступала нога Будды, великих Его последователей, места, отмеченные приметами благодати, где травы растут, вбирая силы Солнца и Луны.

О времени сбора.
Корень, ветка и стебель – эта тройка - «древесина»- излечивает болезни костей, суставов и мяса. Их лучше всего собирать, когда высыхают соки.
Листья, молочко и молодые побеги – эта тройка - «листья»- лечит полые органы и костный мозг. Их лучше всего собирать в период роста и в сезон дождей.
Цветы, плоды и концы побегов – эта тройка - «плоды»- лечит болезни глаз, плотных органов и головы. Их лучше всего собирать осенью, когда они зреют и начинают желтеть.
Кожица, луб и смола – эта тройка - «луб»- лечит болезни кожи, жил, сухожилий и конечностей. Их лучше собирать весной в период распускания почек.
Слабительные собирают осенью, когда соки высыхают и сила трав направляется вниз, к корням.
Рвотные собирают весной, в период распускания почек, когда сила трав направлена вверх, от корней.
Лучшим временем для сбора лекарственных трав является время прибывающей луны. Собирать растения полагается ученикам или невинным детям (до 10-11 лет), чисто и нарядно одетым и украшенным. Во время сбора надо читать мантру Будды Медицины или другие специальные мантры.
Очищение от яда. У корней и стеблей ядовиты кожица и внутренний стержень, у ветвей – узлы, у листьев - черешки, у цветов – чашелистики, у плодов – косточки. А в молочке, смоле и стеблях удалять нечего. В кожуре ядовит наружный налёт, а в лубе – мякоть изнутри. Лекарство, очищенное от яда, действует мягко.

Сушка.
При сборе нельзя растения мять и ломать. «Прохладные» растения, обладающие природой Слизи и Ветра, сушат в тени, а «горячие», обладающие природой Желчи, - на солнце или у огня, следя, чтобы их ветром или сквозняком не сломало, чтобы их не коснулись дым и посторонние запахи. И лишь тогда сила трав будет безмерной. Растения свежими считаются в течение года, а потом сила их теряется, поэтому надо их использовать за год.
  • При болезнях рта хорошо помогает всё сладкое.
  • При болезнях сердца лучшее средство – мускатный орех,
  • при болезнях лёгких – бамбуковая манна,
  • при болезнях печени – куркума и мумиё,
  • при болезнях селезёнки – кардамон средний,
  • при болезнях почек – кардамон настоящий,
  • при болезнях желудка – зёрна граната,
  • при задержке мочи – нашатырь и золотой песок,
  • при рвоте – жареный рис,
  • при поносе – ластовник,
  • при кашле – песчанка и бузина,
  • при прободении лёгких – шеллак и цветы гороха,
  • при болезненной жажде – отвар кирпича,
  • при колотье в подребёрье – девясил кистистый,
  • при геморрое – шо,
  • при глистах – прутняк,
  • при безумии – старое топленое побелевшее масло,
  • при обмороке – обрызгивание водой,
  • при бессоннице – молоко,
  • при болезнях гортани – отвар рыбы.
Раны лучше всех заживляет медвежья желчь.
Таковы самые общие рекомендации, взятые из «Чжуд ши», канонического трактата по тибетской медицине, написанного Ютокпой. Весь трактат состоит из 4-х томов и содержит неимоверно огромную, ценную информацию.
Авторизуйтесь, чтобы комментировать