Бурятия в лицах

Тушемилов Папа

Папа Тушемилов (1877-1954) родился в улусе Нижний Мельхитуй (Баян Жалга) Нукутского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, принадлежал к олзоеву роду. Он знал, согласно записи С.П. Балдаева, свою родословную до 21 колена. Кроме сказительского мастерства П. Ту­шемилов хорошо владел искусством народной медицины: был известным костоправом, как его отец и дед. Это искусство, которое не каждому дано, улигершин перенял у них еще в юные годы и стал признанным знатоком народной хирургии.


П. Тушемилова можно назвать потомственным улигершином, так как все его предки, начиная с прапрадеда Пеэтрига, славились как знатоки народной поэзии, певцы и сказители. В доме Тушемиловых часто собирались земляки, а также специально приезжали из далеких улусов гости - видные улигершины. В зимнее время они до глубокой ночи рассказывали друг другу эпопеи, сказ­ки, легенды. Папа с волнением, радостью, с какой-то внутренней гордостью и уже который раз слушал улигеры в исполнении отца, дяди Петхооба и дедуш­ки Тушемила. Он не просто запоминал произведения (это давалось ему не так уж трудно), а учился ма­стерству исполнения, познавал тайны удивительно богатого словесного искусства и необычайно широ­кой поэтической и общественной деятельности народ­ных певцов-сказителей.


Папа Михайлович, будучи взрослым, вспоминал: «Когда мне было 15-16 лет, я перенял «Гэсэр» у своего дяди (старшего брата мо­его отца) Петхооба Тушемилова... Я рано начал со­стязаться в песнопении и исполнении улигеров...». Здесь чрезвычайно важно как знак преемственности поколений признание сказителя о своем непосредственном учителе - дяде Петкове (Петхообе) Тушемилове, который знал все «девять ветвей» сказания о Гэсэре и испол­нял его только пением и речитативом, сопровождая их иг­рой на хуре. Именно от него и его земляков в 1890 г. М.Н. Хангалов записал «Абай Гэсэр Богдо хан», который стал первой полной публикацией унгинской версии Гэсэриады (1893).


Многое дало П. Тушемилову общение с улусными и приезжавшими сюда певцами-сказителями. Он особенно уважал и любил слушать произведения в исполнении крупного унгинского рапсода Эмнушки Хулугурова, почитаемого Г.Н. Потаниным, М.Н. Хангаловым, Я.А. и Н.С. Болдоновыми, которые записывали с его слов улигеры, песни, сказки.


П. Тушемилов уже с семи лет рассказывал сказки, легенды, улигеры, удивляя окружающих. Он учился игре на хуре и мастерству исполнения текстов от отца, деда и дяди Петхоба. Дед его Тушемил обладал прекрасным голосом, сочинял песни и всегда выходил победителем на состязаниях. П. Тушемилов хорошо усвоил традиции своей семьи и стал популярным во всем Приангарье певцом и исполнителем песен, сказок, улигеров. И.Н. Мадасон, записавший от него несколько ветвей улигера «Гэсэр», так характеризует его исполнение: «Папе Тушемилову непременно нужны были слушатели. Среднего роста, подвижный, с маленькими юркими глазами, он стремился блестяще показать свое знание старины, подчеркнуть свое «превосходство» над другими в исполнении песен, легенд, преданий… Исполнял «Гэсэр» П. Тушемилов красиво, то речитативом, то пением (голос, несмотря на преклонный возраст, был хорошим) и всегда вдохновенно».


По свидетельству собирателя, сказитель знал более 10 крупных улигеров, более 60 сказок, многочисленные загадки, разные предания и ша­манские заклинания. Прекрасно исполнял песни в сопровождении двухструнной скрипки, которую он использовал вместо хура. По данным Р.А. Шерхунаева, его эпический репертуар насчитывал свыше 30 крупных сказаний: «Аламжа Мэргэн» «Хараасгай мэргэн», «Алтан Шагай мэргэн», «Эрхэ-нюдэн мэргэн», «Хара зурхэн баатар», «Эрэ Тоохолой мэргэн», «Эрбэд Богдо хан» и др.


Обладая исключительной памятью, он воспринял исполнительские традиции бурятских сказителей в их классической форме, идущие, по крайней мере, с XVII-XIX вв. В своей же сказительской практике, продолжавшейся беспрерывно свыше шестидесяти лет, Папа Михайлович пропагандировал многовековое устное народное творчество бурят. При этом П. Тушемилов сконцентрировал в себе все лучшее, что было в деятельности предков-рапсодов, в одинаковой мере хорошо и с наибольшей полнотой знал произведения всех жанров бурятского фольклора. В свое время на обширной территории родного края он был непревзойденным мастером исполнения на­родных произведений.


Известны несколько записей «Гэсэра» от П. Тушемилова. В ноябре 1940 г., в улусе Мельхитуй, на родине сказителя И.Н. Мадасон записал от него несколько глав из «Гэсэра»:
1) Раздор и война небожителей. Мор на земле. Сошествие Бухэ Бэликтэ на землю,
2) победа Абай Гэсэра над Лесным Пестрым тигром Охотор,
3) о болезни Гэсэра и уходе его жены Тумэн Жаргалан хатан к Абарга Сэсэн мангадхаю,
4) о войне с тремя шараблинскими ханами,
5) поход и победа над Гал Дулмэ ханом,
6) о китайском Гумэн Сэсэн хане. Общий объем стихотворной рукописи составляет 172 машинописных страницы. (Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят. - Новосибирск, 1990. – С. 164-195.)


Наиболее полная запись сказительского варианта П. Тушемилова (8051 стих), состоящего из 11 «глав» (в нем отсутствует только глава о борьбе Гэсэра с Лобсоголдой мангадхаем), принадлежит Т.М. Болдоновой. Этот вариант, записанный в 1948 г., был издан в 2000 г. на двух языках при активном участии С.Ш. Чагдурова и Т.М. Болдоновой и стал памятником самому сказителю - Папе Тушемилову. Кроме того, у улигершина записывала «Гэсэр» Н.О. Шаракшинова (рукопись хранится у собирательницы). По свидетельству И.Н. Мадасона, со сказителем на его родине много занимался писатель Н.Г. Балдано во время подготовки им для издания литературного свода эпоса «Гэсэр». Тогда им была произведена запись двух глав – о войне Гэсэра с тремя шараблинскими ханами и о битве Гэсэра с Лойр-Лобсоголдой мангадхаем. Они были изданы отдельной книгой «Гэсэр» на бурятском языке под редакцией поэта Ц. Галсанова в 1941 г. в г. Улан-Удэ. (Шаракшинова Н.О. Героический эпос о Гэсэре. - Иркутск, 1969. – С. 39.)


П. Тушемилов посвятил всю свою жизнь изучению художественного творчества бурят и благородной миссии его пропаганды труднейшими средствами поэтического, вокального и музыкального искусства. Заслуги сказителя поистине неоценимы. Он был крупным деятелем бурятской национальной культуры. Верный сын своего народа и его великий певец, П. Тушемилов оставил нам богатое художественное наследие, а в душе своих соотечественников - неизгладимую память. Он по достоинству занимает вид­ное и почетное место в славной плеяде Гомеров XX в., в истории мировой практики народных сказителей-певцов.

5973
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии