Бурятия в лицах

Дмитриев Парамон

Парамон Дмитриев (1883 - 1958) родился и всю жизнь прожил в улусе Ворот-Онгой. Репертуар перенял от своего отца, улигершина Дылгира Ханхаевича, предки которого из рода онгой, кости хулмэнгэ. Его отец, Дылгир Ханхаевич, любитель художественного слова и улигершин, постоянно посвящал детей и всех земляков в дела своих далеких предков, рисуя их яркие запоминающиеся образы... Несмотря на усталость после тяжелой работы, он вечерами подолгу рассказывал народные произведения. Исполнял их мастерски, интересно и увлекательно - никого не оставляли равнодушными песни и поэтические рассказы певца-улигершина. Эта его увлеченность поэзией, любовь к слову, передавалась и детям. Парамон легко и быстро запоминал песни, сказки, улигеры, затем сам их исполнял. Это, по существу, была учеба будущего улигершина.


П. Дмитриев начал рассказывать улигеры и сказки и исполнять песни с малолетства, а состязаться со стариками в исполнении песен - с 15-летнего возраста. Улигер «Абай Гэсэр» он воспринял от одноулусника, талантливого улигершина Жарбахи Малаханова, которого считал своим учителем. П. Дмитриев по праву относится к числу выдающихся бурятских сказителей. Его репертуар состоял из больших «конных» улигеров (морин ульгэр), включая «Гэсэр», множества сказок, легенд, преданий, песен, благопожеланий, а также пословиц, поговорок и загадок. Знал он и шаманский фольклор. В общей сложности П. Дмитриев помнил наизусть по меньшей мере 200 - 250 тысяч стихов из устнопоэтического творчества бурят, чем может похвалиться не каждый сказитель.


В 1954 г. В.И. Золхоев, записав со слов П. Дмитриева «Бойлон Гоохон дуутэй Богдони Хубшэ мэргэн», приложил к нему весьма ценный и важный для нас документ - «Список улигеров, которые знает сказитель П.Д. Дмитриев...» В этом списке, явно неполном, значатся:
1) Гэсэр,
2) Элэнтэ Тархи хаани Эрхэн нюдэн хубуун,
3) Анзаари мэргэн хаан,
4) hoхор Богдо хаан,
5) Нарин Ногоон Намажа хаан,
6) Арнай Гэрдэ мэргэн,
7) Суута долоон Хулагшад,
8) Хаан Сагта мэргэн,
9) Хаан Сагта абхай,
10) Сайхар Сагаан,
11) hайдар Буудэр хоёр,
12) Алтай Гасуу,
13) Богдони Хубшэ мэргэн Бойлон Гоохон дуутэй,
14) Эрэдээ эрэ турэhэн Эрэ Хабтас мэргэн,
15) hуужа hамган,
16) Эреэн обогон hанжуургатай Эреэхэ басаган,
17) Теерсэгын хубуун,
18) Ошор Тайжа хубуутэй Оньел Гоохон басагатай.
Улигеры П. Дмитриев рассказывал (тооложэ хэлэдэг), но мог исполнять и пением. Примечательно, что исполнение эпоса у него не было сухим и бесстрастным. Все собиратели, записывавшие от него (Д.Д. Хилтухин, В.И. Золхоев, Н.О. Шаракшинова),


отмечают, что он, «рассказывая улигер, сильно переживал», весь проникался искренним участием к судьбе героев и плакал, когда герои попадали в трагическую ситуацию. «Старик близко к сердцу принимал описываемое,- вспоминал Д.Д. Хилтухин о Дмитриеве.- Плачет и исполняет, вытирает платком слезы и продолжает повествование. Говорил сказитель с чувством, удивительно быстро, слова произносил четко, голос у него мягкий, бархатный, я бы сказал, красивый...».


П. Дмитриев, как и П. Петров, верил в то, что и события в улигерах, и герои были когда-то в действительности; в то, что герои после смерти стали либо звездами, либо божествами на небе. От П. Дмитриева фольклористами было записано довольно большое количество героико-эпических произведений. В Рукописном отделе ИМБиТ СО РАН хранятся девять его улигеров объемом от 1400 до 2500 стихов. Самым крупным из всех сказаний является «Гэсэр» объемом в 6305 стихов, в котором отсутствует лишь «глава» о дьяволе Шэрэм Мината. Он был записан Д. Хилтухиным и вышел в 1953 г. в г. Улан-Удэ отдельным изданием под названием «Гэсэр». Наряду с другими полными вариантами, этот вариант был использован Намжилом Балдано для составления сводного текста бурятского народного эпоса «Гэсэр», выдержавшего два издания (Улан-Удэ, 1959, 1969).


Сказительский вариант «Гэсэра» П. Дмитриева занимает особое место в унгинской эпической традиции. Он состоит из следующих 10 глав:
1) Раздор и война тэнгриев,
2) О детских подвигах Нюхата Нюргай хубуна,
3) Рождение Гэсэра на земле,
4) Страна Гэсэра,
5) Война Абай Гэсэра с горой Агы,
6) Война Абай Гэсэра с Пестрым Огтонойским тигром,
7) О трех шараблинских ханах,
8) Война с Гал Дулмэ ханом,
9) Война с Лобсоголдоем,
10) Китайский Гумэл хан.


Хотя вариант П. Дмитриева имеет сюжетное сходство с вариантами его земляков П. Петрова и П. Тушемилова, поскольку все они относятся к единому сказительскому (унгинскому) ареалу, тем не менее дмитриевский вариант отличается своеобразием. Так, в его небесном прологе фигурирует ряд оригинальных персонажей, присущих только этому варианту. Это прародительница 44 восточных тэнгриев Нуран Гурмэ, мифологический персонаж Агын уула (досл. «Пещерная гора»). Последний образ является раритетом в бурятской эпической традиции, и по всей видимости, реликтом, относящимся к древнейшим пластам тюрко-монгольской мифологической общности. (Дугаров Б.С. Небесный пролог в эпосе «Абай Гэсэр» (унгинский вариант) // Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур. Т. II. - Улан-Удэ, 2003. – С. 64-65).


Парамон Дмитриев - один из самых замечательных сказителей XX века. Он живет в благодарной памяти народа, как живут и его бессмертные тво­рения.

8005
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии