Бизнес

Видный научный, общественный, государственный и литературный деятель, профессор-востоковед, первый нарком просвещения БМАССР, организатор науки Бурятии, путешественник, писатель. Расстрелян как шпион, контра и панмонголист в 1937 г., реабилитирован в 1958 г. 

 

Родился в семье скотовода старшим из 11 детей. Родители были бедными, но грамотными в монгольской письменности и привили ему любовь к чтению. В 1891 г. окончил 4-классную приходскую школу в Аге. Затем поступил и окончил 3-классную Читинскую городскую школу и в 1895 г. выехал в Петербург. Там учился в частной гимназии бурята П.А. Бадмаева, причем с большим упоением постигая математику и другие дисциплины. Но был вынужден уйти в связи с конфликтом — Бадмаев требовал перейти в православие. В 1898 г. вернулся на родину, где самостоятельно изучал монгольскую и тибетскую литературу. В 1900 г. в качестве переводчика бурятского купца 3 месяца ездил по Германии, Швейцарии и Италии. 

 

В 1901 г. Б. Барадин поступил на юрфак Петербургского университета, но вскоре оставил его, выбрав востоковедение. С 1902 г. он поступает вольнослушателем на Восточный факультет этого же университета: вместе с Ц. Жамцарано под руководством С.Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского с упоением изучает санскрит, тибетский и монгольский языки, серьезно готовясь к научной работе в области культур Индии, Тибета и Монголии. 

 

В общественную деятельность Базар Барадин включился ещё студентом: уже тогда, в условиях царизма, он выступал за предоставление бурятам национального самоуправления, развитие бурятской культуры, суда, школы. 

 

В 1905-1907 годы ему удалось попасть в Тибет, будучи командирован Русским комитетом при Академии наук по изучению Средней и Восточной Азии. Он сопровождал Далай-ламу, возвращавшегося из Урги в Тибет. 8 месяцев Барадин изучал культуру, язык и быт тибетцев, жил как монах в монастыре. Результатом поездки стали дневники, очерки, несколько сотен фотоснимков. За эти успехи Русское географическое общество выдало ему премию. 
С 1908 по 1917 годы Б. Барадин преподавал монгольский язык на факультете восточных языков Петербургского университета. Тогда же начал свою литературную деятельность. В 1910 г. он издал свой первый рассказ в издательстве «Наран», созданном в Петербурге Агваном Доржиевым, перевёл на бурятский язык несколько произведений Л. Н. Толстого. 

 

В этом же 1910 году он поставил серьезнейший вопрос о латинизации монгольской письменности и первым написал статью об этом на латинском шрифте, повергнув многих соотечественников в «культурный» шок. 

 

Февральскую революцию он, как и М. Богданов, Э. Ринчино, Ц. Жамцарано и другие бурятские просветители, встретил с восторгом. Вернувшись на родину, погружается в общественно-политическую и культурную жизнь Бурятии. Известный деятель Барадин сразу принят в состав Бурнацкома. 

 

23-25 апреля 1917 года в Чите состоялся исторический первый общенациональный съезд бурят-монголов Забайкальской области и Иркутской губернии. Базар Барадин единогласно избран председателем съезда. Съезд под его ведением рассмотрел вопросы бурятской национальной автономии, развития национальных культуры, суда, просвещения и школы. 

 

Б. Барадин принимал активное участие в работе Бурнацкома за время его существования — до сентября 1918 г., являясь некоторое время его председателем. Между тем, делая важнейшей значимости дела, он продолжал работать учителем в Аге с 1917 по 1923 гг. 

 

С образованием Дальневосточной Республики и Бурят-Монгольской автономной области в её составе Б. Барадиин вместе с Б-Д. Гомбоевым и Г. Ринчино создал в Агинском Общество национального культурно-политического самоопределения бурятского народа (Бурнацкульт). Это было продиктовано желанием защитить бурятское самоопределение от нападок сонма разных оппонентов. 

 

Неграмотность бурятского населения тогда была значительная. Б. Барадин организовывает сеть учительских курсов. В 1917-1918 гг. он создает «Букварь бурят-монгольского языка» и книгу для чтения «Улаан сэсэг». К сожалению, они впервые были изданы только в 1922 году в Чите. 

 

В этот же период Барадин занимался литературной работой, драматургией. Он по праву может считаться одним из основоположников бурятской литературы: его творения входят в число первых бурятских произведений письменной художественной литературы. В 1917-1918 гг. в Агинске Б. Барадин, Д. Намжилон, Ч-Л. Базарон, Л. Линховоин создали народный театр. В 1918 г. Б. Барадин написал для него комедию «Урданай ноёд» (Прошлого ноёны), в которой показывает нравы феодалов. В 1920 г. Б. Барадин написал драму «Чойжид хатан» о середине XIX в. Созданная в 1921 г. трагедия «Ехэ удаган-абжаа» основывалась на подлинных исторических фактах поездки хори-бурят к Петру I. В уста Эреэхэн он вкладывает сильные слова: По велению заяна /Долг свой исполню / И если народ мой страдает / И если надобно людям / Себя я не буду жалеть. По легенде, она пожертвовала собой ради жизни людей. Барадин также всю сознательную жизнь руководствовался идеей самопожертвования — жить ради своего народа. 

 

Барадин привлекает лам к просветительству и учительству; в отличие от большевиков он никогда не был гонителем ламства или шаманизма; переход бурят к социализму он видел как раз через буддийско-шаманскую общину, через сближение культур Востока и Запада. Барадин и А.Доржиев — идеологи «обновленческого движения» в буддизме, они стремились соединить этико-философские учения буддизма с теорией социализма и при этом увязать их с достижениями европейской культуры. В 1922 г. они и Цыбен Жамцарано заявляют о необходимости обновить быт лам и убрать их противоречия с «социалистическим общежитием». 

 

С ликвидацией буферной ДВР бурятские «отцы нации» усилили постановку вопроса об объединении двух бурятских автономных областей, создания единой Бурят-Монголии согласно постановлению Политбюро РКП (б) 1920 г. 23 мая 1923 г. была, наконец, образована БМАССР. Вся полнота власти в БМАССР — до созыва первого съезда республики передавалась Ревкому в составе: М. Н. Ербанов (председатель), М. И. Амагаев, М. Д. Берман, Б. Б. Барадин и В.И. Трубачеев. На первом съезде Советов БМАССР (4-9.12.23 г.) в Верхнеудинске, в числе 35 членов ЦИК, избранных съездом, был и Б. Барадин. При формировании правительства БМАССР он был назначен наркомом просвещения республики; на этом посту проработал до 1929 г. 

 

Ведя огромную организаторскую деятельность, Барадин продолжал также научную работу. В 1923-1929 гг. он работал председателем Бурятского Ученого комитета (Буручкома), заместителем директора Бурятского института культуры; в 1923-1935 гг. он заведует кафедрой бурят-монгольского языка и литературы Бурят-Монгольского пединститута. 

 

Барадин выступал за образование сплошной территории бурят и отстаивал исторические основы бурятской культуры. Барадин писал, что «современные теоретики пролетарской культуры ничего не дали в своих трудах, да и не могли дать, касаемо национальной культуры, поскольку не способны охватить и понимать всю суть многогранного вопроса национальной культуры» (тезисы Буручкома «Что такое нацкультура»). Он видел национальную культуру как главное основание и цель для самоопределения и образования республики, он мудро предостерегал: «Если национальность приобщается в целом к чужой культуре, помимо своей культуры, то это может произойти только путем денационализации, т.е. потери своего языка, своей национальности...». Он как никто иной предвидел гибельный путь «самоопределения» без нацкультуры бурят. Эти взгляды расходились с установками большевиков. Они и обрушились на него с жесткой критикой. 

 

В.А. Богданов в статье «Об уклонах в понимании культурно-национального строительства» в 1928 г., Ш. Ибрагимов в статьях «О проявлениях великорусского шовинизма и местного национализма в Бурят-Монголии» в 1929 г. и «Верны ли утверждения Барадина?» в 1928 г., Манжигинэ в статье «Против пропаганды националистической идеологии в Бурят-Монголии» в 1932 г., представив Барадина пропагандистом националистической идеологии, причём самым изощрённым, делают вывод: «профессор Барадин развивает буржуазный национализм, мимо чего нельзя пройти». Так «Бурят-Монгольская правда» доложила «соответствующим органам» о Барадине. 

 

В итоге в конце 1935 г. Барадин, делавший огромное дело для своего народа, покинул Бурятию: он был командирован в Ленинград в Институт востоковедения АН СССР, а затем там же переведён в Институт истории, философии и лингвистики рядовым преподавателем монгольского языка. 

 

А ночью 20 февраля 1937 г. Б. Барадин был арестован, а 24 августа 1937 г. осуждён как «участник контрреволюционной шпионской панмонгольской организации» по статьям 58-1а, 58-7, 58-8, 58-9 и 58-11 УК РСФСР; расстрелян в тот же день. «Следственные органы» выявляли «шпионские панмонгольские центры» бурят везде: в Ленинграде, Иркутске, Чите, Верхнеудинске-Улан-Удэ, Урге-Улан-Баторе... Сколько же, спрашивается, было «шпионских центров» у одного небольшого бурятского народа? 

 

Реабилитирован посмертно в августе 1958 г. Великий сын агинских степей Базар Барадин всего себя посвятил защите прав и интересов бурятского народа. Он имел собственные концепции по самым главным вопросам бурятского самоопределения: сплошной территории и единого управления, национальной письменности, национальной культуры, европейско-восточного просвещения бурят, бурятской школы, языка, суда, религии. И он смело их отстаивал публично, всегда и везде. История доказала правоту его взглядов, в т.ч. и предостережений, которые актуальны и ныне, и будут, несомненно, востребованы вновь. 

Владимир Андреев

Незаурядный, самобытный бурятский писатель. Родился в 1915 г. в семье бурята-казака из станицы Большой Луг. В 1924 г. поступил в местную начальную школу, затем учился в Усть-Кяхтинской и Болдоморской школах. В 1933 г. окончил Троицкосавскую среднюю школу-девятилетку.

 

   С 1934 г. Михаил Ильич Жигжитов работал учителем начальной школы в Закаменском и Баргузинском аймаках. Заочно окончил Бурят-Монгольский педтехникум.

 

   В 1943-1945 гг. служил в армии. После войны учительствовал в школах Баргузинского аймака. В 1956-1969 гг. работал штатным охотником Баргузинского зверопромхоза, одновременно занимаясь литературным творчеством. Трудился вместе с известным натуралистом с З. Ф. Сватошем в Баргузинском соболином заповеднике.

 

   Михаилу Жигжитову было уже за пятьдесят, когда он появился в редакции журнала «Байкал» с первыми своими рассказами. Известный на всю Бурятию охотник, живущий на берегу Байкала в небольшой деревеньке Максимихе, принес в литературу яркие рассказы о жизни и деятельности людей, живущих на берегу моря в бескрайней тайге, раскинувшейся по Байкальскому побережью.

 

   Богатый жизненный опыт писателя-охотника сразу же определил его тему и творческую манеру. За роман «Подлеморье» ему была присуждена Государственная премия Бурятии.

 

   Последним крупным произведением Михаила Ильича стал исторический роман «Год Белой Курицы», в котором изображены революционные события 1920-х гг. в соседней Монголии. В книге было указано, что рецензентами являются В. Ц. Найдаков, Ш. Б.Чимитдоржиев, сотрудники Бурятского института общественных наук. В рецензии Чимитдоржиева было сказано: «Я по специальности историк, в процессе научно-исследовательской работы приходилось мне сталкиваться с теми фактами и событиями, о которых идет речь в романе М. Жигжитова. Поэтому решил высказать свои соображения по ряду затронутых в романе вопросов. Роман насыщен многочисленными историческими событиями и множеством действующих лиц. В нем действительность соседствует с вымыслом, реальные исторические личности с выдуманными писателем лицами». Далее отмечалось, что тогдашняя монгольская действительность изображена романистом в целом правдиво, в отдельных местах красочно с использованием разнообразных художественных средств. Герои революционных событий показаны в динамике, живо, интересно.

 

   В 1983 г. М. И. Жигжитову было присвоено почетное звание «Народный писатель Бурятии». Был он делегатом съезда писателей РСФСР.

 

   Михаил Жигжитов – писатель не совсем обычный, несколько экзотический, но явно незаурядный, который обладал большим природным талантом. Обладая чувством прекрасного, с утонченным эстетическим вкусом, охотник Жигжитов постоянно оказывал неоценимую помощь писателю Жигжитову. И вообще без тайги Жигжитов не мыслил жизни. В тайге он не только служил народу. Тайга не только кормила его и семью. Она сделала его писателем. Байкал-море, тайга, жизнь поморцев, их нешуточный труд, стремления и помыслы, мечты и надежды – вот неисчерпаемый источник, могучий резервуар, откуда писатель черпал острозанимательные сюжеты, жизненные мотивы и благородные идеи, привлекательные образы, злободневные темы, чарующие картины природы… Автор любил Байкал, без раздумий и колебаний говорил о том, что он любит его и свое Подлеморье «вечно и навсегда». Байкал для Михаила Жигжитова – это его жизнь, душа и сердце, это его любовь и вдохновение.

 

   Литературно-художественное творчество М.И.Жигжитова получило высокую оценку со стороны видных российских писателей. Например, В. Тендряков писал, что Михаил Жигжитов – явление редкое и своеобразное не только для нашей литературы, но и для мировой.

 

   26  ноября  2015  г. в с. Максимиха Баргузинского района  состоялся  литературно-краеведческий  вечер  «Певец Байкальского Подлеморья», посвященный   100-летию  со дня рождения  народного писателя Бурятии М.И. Жигжитова.

 

   Организаторы мероприятия — администрация  МО «Баргузинский район»,  МКУК «Районное культурно-досуговое объединение», Баргузинская межпоселенческая библиотека,  Максимихинская сельская библиотека.  В литературно-краеведческом вечере примут участие Национальная библиотека  Республики Бурятия, Союз писателей Бурятии, родственники М.И. Жигжитова, преподаватели русского языка и литературы, учащиеся старших  классов.

http://nbrb.ru/

Родился 6 января 1932 года в улусе Унгасай Баргузинского аймака. Еще в школьные годы увлекся творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и эту любовь пронес через всю свою жизнь, мастерски переводя на родной язык стихи и поэмы великих поэтов.

 

В 1951 г. Николай Дамдинов заканчивает среднюю школу с золотой медалью и становится студентом Литературного института им. А.М. Горького. Здесь, в стенах высшей школы, раскрылся яркий талант поэта. Первая книга стихов «Баргузин», изданная им в 1955 году, была встречена как явление в бурятской поэзии, и ее автор сразу же твердо встал в шеренгу ведущих стихотворцев республики.

 

Вехами в поэтическом творчестве Н. Дамдинова явились лирико-философские поэмы «Песнь степей», одобренная А.Твардовским и напечатанная по его рекомендации в «Новом мире» (№ 1, 1957 г.), и «Гудящие сосны», вдохновившая композитора Бау Ямпилова на создание замечательной оратории под тем же названием.

 

В 1975 году за книги стихов «Четыре неба» и «Апрель» Н.Дамдинову была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького. 

 

Н.Г. Дамдинов известен как драматург и киносценарист. По его сценарию «Пора таежного подснежника» Свердловской киностудией поставлен одноименный художественный фильм, который был отмечен премией на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1960 году. Большой успех у зрителей имела его пьеса «Давнее дело», поставленная на сцене Бурятского Государственного театра драмы им. Х. Намсараева.

 

Значительное место в жизни Н.Г. Дамдинова занимала общественная и государственная деятельность. В течение 17 лет (1975-1992) он возглавлял Союз писателей Бурятии. Трижды избирался секретарем Союза писателей РСФСР. В 1979 году он становится депутатом Верховного Совета СССР. В 1985 году он избран депутатом затем и Председателем Верховного Совета Бурятской АССР.

 

В конце 80-х годов он становится членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР.

 

Николай Дамдинов с высочайшим достоинством представлял бурятскую литературу во многих республиках, областях, краях страны и за рубежом. Помнят голос поэта в Киеве, Баку, Самарканде, Ереване, Горно-Алтайске, Махачкале, Костроме, Чите, Иркутске, Пскове, Михайловском, Тарханах, Краснодаре, Хабаровске.

 

Все творчество Н.Г. Дамдинова проникнуто духом дружбы народов, прежде всего, русского и бурятского:

Какие могут быть о дружбе споры?

Здесь наши мненья издавна сходны:

Имей мы даже золотые горы,

Все ж без нее мы были бы бедны.

 

В последние годы жизни Народный поэт Бурятии Н. Дамдинов отдает много времени переводам издавна любимых Пушкина и Лермонтова. Проявляет большую заботу о подрастающем поколении писателей, развитии родного языка, воспитании детей. Он для младших школьников выпускает книжку о Гэсэре, стихотворный пересказ отдельных сюжетов из «Сокровенного сказания монголов».  

 

Умер в 1999 году

Советский и бурятский актёр, кинорежиссёр, поэт, член Союза кинематографистов СССР, член Союза писателей России, заслуженный деятель искусств Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия.

 

Барас Халзанов родился в улусе Жаргаланта Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Учился в Жаргалантуйской начальной, затем в Загустайской средней школе. В школьные годы начал писать стихи, которые печатались в газетах «Красная Селенга», «Буряад-Монголой унэн» и других.

 

Народный поэт Республики Бурятия. Родился в 1925 году в улусе Додогол Хоринского района Бурят-Монгольской АССР в семье крестьянина-скотовода.

Учился в школе, работал в колхозе, избирался секретарем колхозной комсомольской организации. Ветеран войны и труда.

 

В январе 1943 г. был призван в армию и до 1952 г. служил в пограничных войсках. Принимал участие в боях против милитаристской Японии.

 

С 1945 г. начал публиковаться как поэт в периодической печати.

Бурятский писатель, родился 9 августа 1931, в селе Шаралдай, Мухоршибирского района, Бурятской АССР, СССР — умер 30 мая 1980, Москва, РСФСР, СССР.

Бурятский писатель, известный своим историческим романом о Чингисхане «Жестокий век» (в двух частях — «Гонимые» и «Гонители», 1978 год).

 

В 1979 году Мосфильм снял художественный фильм «Крик тишины» по повести И.К. Калашникова «Расследование». Калашников был автором сценария фильма.

"Самый краткий путь домой только через Берлин. Вижу нашу природу. Вот степь Аги, озера Еравны, полноводье Селенги, осенний Байкал", - это строки из фронтового дневника писателя Жамсо Тумунова, чье имя вписано в литературу Бурятии и СССР. 

 

Сын своего народа, он нежно любил тоонто – малую родину Табтанай, вершины Саханая и Алханая, ненавидел нацизм, радовался Победе в далекой Праге. Писатель и солдат мало прожил, но оставил приметный след после себя в делах и поступках.

Родился в с. Куорка Кижингинского района. После окончания Хоринской семилетней школы в 1930 г. поступил в Улан-Удэнский педтехникум. После года учебы был направ­лен учительствовать, проводить ликбез на селе. В 1932 году он продолжил уче­бу в Кяхтинском педагогическом техни­куме, после окончания которого его на­правляют в армию и он служил в Крас­нознаменном Буркавдивизионе.

После демобилизации в 1936 году его направляют работать учителем в школах Еравнинского района. Учительс­кая работа, служба в Буркавдивизионе дали молодому педагогу темы для пер­вых поэм и рассказов. Его пленил образ героя гражданской войны Павла Балтахинова, и стихи, ему посвященные, принес­ли известность начинающему поэту. В 1949 году в Бурятском книжном издатель­стве выходит второй поэтический сборник Ц.Н.Номтоева «Сила».

Талантливый поэт, прозаик, драматург, журналист и ученый Ардан Лопсонович Ангархаев родился в 1946 г. в с. Таблангут Тункинского района Бурятии. Выпускник-медалист Толтойской средней школы с отличием закончил физико-математический факультет Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова. А.Л. Ангархаев работал преподавателем физики в Торской средней школе, в редакции газеты «Саяны», редактором Бурятского книжного издательства.

 

Первые стихи были напечатаны в районной газете, когда он учился в пятом классе. Еще в студенческие годы в 1972 г. выпустил первую книгу «Суранзан» («Сила притяжения») в Бурятском книжном издательстве. Она состоит из рассказов и одноименной повести, в которой показаны образы ученых-магнитологов. Настоящей удачей А. Ангархаева стала повесть «Алтай» («Золото»). Эта повесть написана живо и интересно, при этом динамичные события начала 20 в. пропускаются через призму современного подхода к жизни, современных философских и психологических понятий.

Родился 25 августа 1921 года, в селе Догой Агинского Бурятского автономного округа в семье скотовода. Окончил Зугалайскую семилетнюю школу. В 1936 году Батожабай поступил в Улан-Удэнский театрально-музыкальный техникум. После окончания техникума начал работать актёром Бурятского драматического театра. Начал писать пьесы, написал несколько одноактных пьес.

После начала Великой Отечественной войны Д. О. Батожабай был призван в армию. В 1941 году окончил Новосибирскую краткосрочную лётную школу. Служил пилотом тяжелого бомбардировщика дальней авиации.